Действующий льготный тариф системы "Платон", взимающей плату за проезд 12-тонников по федеральным трассам, вырастет с 15 апреля вдвое. Ранее повышение пришлось отложить из-за массовых протестов дальнобойщиков. Представители ритейла опасаются, что рост тарифа может отразиться на стоимости продуктов. В Минтрансе говорят, что заметного влияния пересмотра тарифов на цены не будет.
Правительство России продлило действие льготного тарифа в системе "Платон" до 15 апреля 2017 года в размере 1,53 руб. за километр пробега грузовика массой более 12 тонн по федеральным трассам. Соответствующее постановление размещено на сайте правительства. После этого срока тариф будет повышен в два раза - до 3,06 руб. за километр пробега.
"Мы решили таким образом помочь бизнесу, который говорил, что ему нужно как-то ужаться. Мы пошли на это, и средневзвешенная нагрузка по году будет снижена", - сказал журналистам министр транспорта Максим Соколов. Снижение произойдет за счет продления льготного периода и отказа от ранее планируемой модели, по которой предполагалось индексировать тариф в два этапа: с 1 февраля 2017 года - до 2,61 руб. за 1 км пути и с 1 июня 2017 года - до 3,06 руб. за 1 км пути.
По словам Соколова, в этом году тариф индексироваться больше не будет, но такие решения могут быть приняты правительством в середине 2018 года. Об этом говорится и в постановлении: индексация тарифа на уровень инфляции начнется с 1 июля 2018 года.
Соколов ранее говорил, что возврат к изначально планируемому тарифу позволит выполнить больший объем дорожных работ и начать строительство самых необходимых инфраструктурных объектов в регионах. По словам министра, система в прошлом году собрала порядка 20 млрд рублей.
На приведение в нормативное состояние более 1 тыс. км проблемных региональных и межмуниципальных дорог в 40 городах и регионах страны в 2016 году было выделено около 11 млрд руб., а еще 12 млрд руб. направлено в 19 регионов на строительство, реконструкцию и ремонт искусственных дорожных сооружений.
Долгие обсуждения
Тариф системы "Платон" вступил в силу с 15 ноября 2015 года. Изначально он должен был составить 3,73 рубля за километр пути, но с 19 ноября по всей России начались массовые протесты дальнобойщиков против введения системы оплаты. В Росавтодоре тогда сказали, что решение правительства о начале взимания платы было принято еще четыре года назад, но вступило в силу только 15 ноября 2015 года.
В связи с акциями протеста дальнобойщиков было решено ввести сначала пониженный тариф - 1,53 рубля. Он действовал до 1 марта 2016 года, но затем срок продлили до осени. Он продолжает действовать и сейчас, хотя до конца года планировалось поднять тариф до 3,06 рубля. Но он остался прежним.
Правительство предполагало достичь этой цифры в два этапа: с 1 февраля 2017 года повысить тариф до 2,61 руб. за 1 км пути, а с 1 июня 2017 года - до 3,06 руб. за 1 км пути.
Цены на продукты могут вырасти
Рост тарифа "Платона" не окажет существенного влияния на цены перевозимых товаров, считают в Минтрансе РФ.
"Транспортная составляющая для большинства перевозимых товаров не превышает 4-7%. А "Платон" даже при тарифе 3,06 рубля за 1 км - это максимум десятая часть от всей этой транспортной составляющей. Получаются доли процента, или несколько копеек в цене товаров"", - сказал Соколов.
Заместитель исполнительного директора АКОРТ Владимир Ионкин не исключает роста цен.
"Естественно, (цены на продукты после повышения тарифа. - RNS) возрастут из-за роста издержек. По факту никто не может сказать, на сколько вырастут цены", - сказал он.
Он отметил, что "очень велика доля тех, кто не регистрируется, и тех, кто ездит без оплаты". "Необходимо посмотреть на тех, кто не платит, ездит мимо фиксаторов. Мы понимаем, что это государственная задача, она крайне важна для всей страны, все мы хотим ездить по хорошим дорогам, но, наверное, необходимо навести порядок, чтобы не только на нас это нагружать, об этом мы говорим постоянно", - сказал Ионкин.
Шансов у грузоперевозчиков проехать без оплаты станет меньше. По словам Соколова, в системе "Платон" будет установлено порядка 500 рамок для контроля за движением большегрузных автомобилей. "Также по российским дорогам будут перемещается около 100 специальных контрольных машин, которые будут фиксировать пробег большегрузов", - отметил он.
Фото: pg21.ru