О том, что действующий тариф системы взимания платы с большегрузов массой более 12 тонн в размере 1,53 рубля за км - явление временное, было известно еще на старте проекта: никто не скрывал, что льготный тариф вводится для того, чтобы рынок и его участники "привыкли" к новому неналоговому платежу. Но только полный тариф даст власти возможность реализовать все намеченные проекты в области дорожного строительства и оптимизировать цепочку передвижения грузов по территории необъятной России.
Ждали, сколько могли?
Против повышения тарифа активно возражал первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов - парламентарий уверен, что необходимо подождать, пока экономика начнет показывать рост, а транспортники выйдут на прежние объемы прибыли. "В связи с обесцениванием рубля им и так приходится работать на износ, а новый тариф вообще может стать непосильной нагрузкой, особенно для малых компаний. В транспорте таких около 400 тысяч, и из-за этого повышения часть из них может покинуть рынок", - говорил Ефимов. С 15 ноября 2015 года, напомним, понижающий коэффициент 0,41 применяется к базовому тарифу 3,73 рубля за км. Минтранс РФ считал, что лавочку пора закрывать и довести коэффициент до 0,7 с февраля текущего года, а с 1 июня 2017-го применять к базовому тарифу коэффициент 0,82. По расчетам Минтранса и Минфина РФ, при сохранении действующего коэффициента 0,41 доходы федерального бюджета в 2017 году составят 19,7 млрд рублей. Повышение же тарифа до 3,06 рубля за км гарантирует поступление в федеральную казну 33 млрд рублей. "Где деньги, Зин?"
Вклад "Платона" в доходную часть российского бюджета в 2016 году таков - 23 млрд рублей. На сайте Федерального дорожного агентства сообщается, что эти деньги позволили привести в нормативное состояние региональные и межмуниципальные дороги (эта категория дорог считается наиболее проблемной) общей протяженностью более 1000 км в 40 регионах страны. На это было направлено порядка 11 млрд собранных благодаря "Платону" рублей.
Еще 12 млрд были распределены между 19 регионами (Татарстан, к слову, в их число не входит) на строительство, реконструкцию и ремонт дорожных сооружений. В перечне - 31 мост и один путепровод общей протяженностью три км.
На платежи, собранные уже в этом году, Росавтодор планирует отремонтировать аварийные мосты и путепроводы в Удмуртии, Бурятии, Чечне, Чувашии, Краснодарском крае, а также в Брянской, Самарской, Воронежской, Орловской, Пензенской и Тамбовской областях.
Наконец, собранные в ближайшие два года в рамках системы "Платон" средства агентство планирует направить на развитие государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства и построить в рамках схемы ГЧП 42 км новых дорог.
Участники же рынка перевозок оперируют несколько иными цифрами. Так, директор транспортной компании "Реверс", являющийся к тому же председателем комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам Торгово-промышленной палаты РТ Сергей Сотников отмечает, что из 20 млрд рублей, собранных в рамках действия "Платона", порядка 11 млрд рублей получил непосредственно концессионер - компания "РТ-Инвест Транспортные Системы", являющаяся оператором "Платона". И и только 9 млрд поступило непосредственно в бюджет Росавтодора - эти цифры Сотников привел на прошедшем вчера в ТПП РТ круглом столе "Влияние неналоговых сборов и административных ограничений на себестоимость продукции предприятий Татарстана".
Размывает бюджет системы и освобождение перевозчиков, добросовестно вносящих плату за пользование федеральными трассами, от уплаты транспортного налога.
Сайт Росавтодора сообщает, что по итогам прошлого года общая сумма налогового вычета составила порядка 9 млрд рублей, и коснулась она 214 отечественных грузоперевозчиков.
- Да, сами перевозчики освобождаются от уплаты транспортного налога. Но транспортный налог - это региональный платеж. Значит, эти деньги недополучили бюджеты регионов, которые могли бы направить эти средства на ремонт региональных и муниципальных трасс, - поясняет Сотников.
Больше, чем инфляция
По информации Росавтодора, повышения цен на товары и услуги для конечного потребителя, которое предрекали перевозчики, не произошло - по данным Минфина РФ, вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1% в течение всего года - доля транспортной составляющей в конечной цене не превышает одной десятой. "Это несколько копеек в цене пакета молока или килограмма овощей", - уточняет Росавтодор.
В Национальном союзе производителей молока придерживаются иного мнения - по расчетам "Союзмолока", логистическая составляющая в себестоимости продукции молочников оценивается в 15%, причем четверть из этого объема приходится именно на "Платон". Еще один участник круглого стола, представитель ООО "Хави Логистик Елабуга", обслуживающего сеть ресторанов "Макдоналдс", Булат Сахабутдинов, уверен, что влияние новых тарифов в рамках "Платона" будет все-таки больше, чем символическим:
- Если прогнозируемый официально уровень потребительской инфляции на 2017 год составляет, можно к этой цифре смело добавлять 2-3%, - считает он.
Дефицит усилится
Расчет социально-экономических эффектов, проведенный в свое время инициаторами проекта, показал, что снижение чистой прибыли автотранспортного предприятия составит всего 0,5%. Такое же снижение ожидается в рентабельности данной отрасли. Учитывая, что сегодня она не превышает 5%, падение прибыли для перевозчиков будет весьма заметным.
По мнению отцов-разработчиков "Платона", это сущий пустяк в сравнении с бонусами, которые получит в средне- и долгосрочной перспективе российская экономика: ожидаемый к 2025 году прирост ВВП составит не менее 27 млрд рублей, а экономический эффект от снижения количества ДТП вследствие улучшения качества дорожного полотна к 2031 году оценивается в 10 млрд рублей.
Участники рынка уверены, что повышение тарифа усложнит и без того непростое положение отрасли автомобильных грузоперевозок.
- Автомобильная отрасль кормит сама себя - здесь нет программ государственной поддержки. Чтобы пополнить или обновить автопарк, перевозчик берет кредиты на общих основаниях - мне за 25 лет в отрасли никто не дал ни рубля по льготной ставке, при этом если до кризиса грузовик стоил в среднем 2,5 млн рублей, то сегодня его цена - не менее 5 миллионов, - говорил в ходе круглого стола председатель правления Ассоциации международных автомобильных перевозок АСМАП Леонид Штейнберг. - Один автомобиль помимо водителя кормит как минимум еще пять человек, занятых в его обслуживании, не говоря уже об их женах и детях.
Штейбнерг прогнозирует продолжение сокращения количества грузоперевозчиков: сегодня его Ассоциация насчитывает 400 членов против 600 несколькими годами ранее.
"Массовый исход" в свою очередь повлечет за собой усиление дефицита на этом рынке, который по мнению Сотникова, сегодня составляет не менее 30%. В "Союзмолоке" предвидят дальнейшее сокращение еще на 20% в среднем по стране, а в самом густонаселенном и экономически активном Центральном федеральном округе - на все 30%.
На этом фоне статистика Росстата выглядит парадоксальной: за январь - октябрь прошлого года на автомобильные перевозки пришлось почти 70% грузооборота в стране, при этом прирост объемов перевозки грузов автотранспорта достиг 191,8 млрд тонно-километров.
Заплатят все!
В Федеральном дорожном агентстве считают, что рост объемов целиком и полностью заслуга "Платона", после запуска которого рынок грузоперевозок начал "обеляться". "Цифры статистики опровергают миф о снижении активности на этом рынке, к которому неоднократно обращались противники системы "Платон". За год с момента запуска количество зарегистрированных в ней грузовиков практически удвоилось - до 775 тысяч. Охват "целевой аудитории" проекта уже на сегодняшний день может превышать 80%. Этот результат следует признать успешным", - приводят слова пресс-службы Росавтодора открытые источники. И тут опять неувязочка: если верить Штейнбергу, мимо "Платона" сегодня проезжают порядка 70% автомобилей.
Впрочем, к каким бы методам не прибегали перевозчики в стремлении пойти против системы, скоро эта лавочка закроется - руководитель обособленного подразделения "РТ-Инвест Транспортные Системы" в Казани Дамир Хусаинов сообщил участникам круглого стола, что в дополнение к ста автомобилям, оборудованным мобильными системами контроля, по всей стране на федеральных трассах уже установлены и работают 492 так называемые рамки, встроенные в систему стационарного контроля над полотном федеральной автомобильной дороги - при проезде большегруза через рамку устройство определяет, оплачен маршрут автомобиля или нет.
Фото: vologda.spravker.ru