Создание Евразийского экономического союза подразумевало под собой наращивание взаимной торговли между участницами альянса год от года. По факту мы видим цифры, противоположные ожидаемым: за 2016 год Казахстан уменьшил взаимную торговлю со странами ЕАЭС на 16%. ПРОВЭД спросил у экспертов, что пошло не так, а также как политические споры внутри альянса отражаются на его экономике.
Покатились по наклонной?
Как сообщили в министерстве национальной экономики Казахстана, за 2016 год взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС составила $13583,5 млн, что на 16,8% меньше, чем в 2015 году. При этом экспорт составил $3917,6 млн и уменьшился на 23,5%, а импорт при итоговом объеме в $9665,9 млн уменьшился на 13,7%. "Если рассматривать сокращение импорта Казахстана из стран ЕАЭС в 2016 году в товарной структуре, то отмечается снижение импорта крупнейших по стоимостному объему товарных групп - "Машины, оборудование и транспортные средства" и "металлы и изделия из них", почти на четверть по сравнению с 2015 годом. Остальные товарные группы также показали снижение объемов. Менее всего снизился импорт минеральных продуктов - на 2,3%. Страновое распределение импорта Казахстана также показывает общее сокращение поставок из всех стран ЕАЭС. Однако основное сокращение приходится на крупнейшего партнера - Россию, импорт из которой снизился на 13%", - пояснил Владимир Саламатов, завкафедрой международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХИГС.
Как пояснил Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade,
оборот торговли Казахстана в рамках ЕАЭС в 2016 году имел неблагоприятную динамику из-за внешней конъюнктуры.
"Специфика республики в том, что в структуре экспорта преобладает в основном сырьё и металлы. Импорт связан прежде всего с машинами и оборудованием, минеральными и химическими продуктами. Объём экспорта в ЕАЭС упал на 23,5%, импорта - на 13%. Снижение мировых цен на топливно-энергетические товары привело к снижению стоимостных показателей вывоза. Кроме того, кризисные явления в Казахстане и России, замедление роста экономики Китая привели к уменьшению физического спроса на экспорт казахстанской продукции. С другой стороны, кризис сузил инвестиционный и потребительский спрос. Сократился курс тенге. Всё это в совокупности сократило импорт", - прокомментировал эксперт.
Владимир Саламатов считает, что спад торговли Казахстана со странами ЕАЭС следует рассматривать в контексте всей внешней торговли Казахстана. "Как экспорт, так и импорт с остальными странами мира сократились на 20% по сравнению с 2015 годом. Следует также учитывать тот фактор, что статистка торговли, включая ЕАЭС, ведется по стоимостному объему в долларах США. В 2015 году произошло существенное падение курса тенге к доллару (более чем на 30%), что определенно внесло вклад в статистический спад торговли Казахстана", - сообщил он.
Что стоит за цифрами
Марк Гойхман поясняет, что падение взаимной торговли Казахстана со странами ЕАЭС неизменно сказывается на экономике страны. "Последствиями данного явления выступает давление на экономический рост в стране, на выручку и прибыльность компаний, доходы населения. Кроме того, сокращение доходов от внешней торговли, в частности, в ЕАЭС, способствовало системному банковскому кризису, преодоление которого становится одной из важнейших задач в экономике страны", - комментирует эксперт.
Существует версия, что падение торговли Казахстана со странами ЕАЭС напрямую связано с неэффективностью самого союза как экономической модели.
Марк Гойхман данное мнение не разделяет, но соглашается, что существует прямое влияние политических споров стран-участниц ЕАЭС на экономические отношения между ними. "Снижение оборота торговли Казахстана со странами ЕАЭС связано с конъюнктурой мировых рынков, прежде всего минерального сырья. Эффективность самих структур ЕАЭС не является в данном плане определяющей. Об этом говорит, в частности, то, что во внешней торговле Казахстана доля стран ЕАЭС остаётся примерно неизменной. Она составляла порядка 21% и в 2015, и в 2016 году. Таким образом, сокращение оборота страны внутри ЕАЭС происходило адекватно уменьшению общих объёмов её торговли. Влияние политических разногласий между странами-участницами Союза на экономику довольно существенное.
Но оно различно для каждой конкретной страны в Союзе. Сейчас политические споры больше переплетаются с экономическими отношениями между Россией и Белоруссией. Казахстан в данном плане не теряет, поскольку его политические интересы не отражаются на иных членах ЕАЭС. Ведь
Казахстан - связующее звено между ЕАЭС и азиатскими странами, а в экономике в рамках Союза его основные предпочтения - экспорт энергоносителей и транзит между Европой и Азией.
Внешнеполитические позиции Астаны усиливаются, приобретают больший вес от нахождения в ЕАЭС", - считает эксперт.
По мнению аналитиков, для Казахстана 2017 год будет более успешным в экономическом плане, если Астана не испортит отношения с Россией. "Можно констатировать, что негативные факторы ослабляются в 2017 году. Нефтяные цены поднялись в два раза с начала 2016 года и стабилизировались на уровне выше 50 долларов за баррель. Уровень выше 40 долларов можно считать приемлемым для экономики. Инфляция с пика в 17,7% летом 2016 снизилась до 7,9% в январе 2017 года. Плавающий курс доллара к тенге, которого придерживается Нацбанк, стабильно снижается, приближаясь к району 300 тенге. Соответственно, на текущий год можно предположить выправление ситуации. И учитывая статистическую низкую базу оборота страны внутри ЕАЭС, он не только покажет остановку падения, но и вырастет в 2017 году" - подытожил Марк Гойхман.
Фото: altaynews.kz