Пермские дальнобойщики не присоединились к всероссийскому митингу против системы взимания оплаты "Платон", сообщили корреспонденту Business Class представители пермского сообщества дальнобойщиков. Большегрузы работают в обычном режиме и не оказывают поддержку митингующим водителям в других регионах страны.
Напомним, что водители больших грузовых автомобилей решили с 27 марта начать бессрочную протестную акцию против системы "Платон". Дальнобойщики поставят свои автомобили вдоль дорог крупных городов страны, чтобы максимально затруднить оборот товара в стране. Поводом для проведения акции стало решение федеральных властей с 15 апреля 2017 года на 25% проиндексировать тариф "Платона" до 1,91 рубля за километр пути. При этом ранее власти планировали повысить тариф двукратно - с 1,53 рубля до 3,06 рубля за километр.
Опрошенные корреспондентом Business Class эксперты отмечают, что индексация тарифа "Платона" отразится на рынке логистических услуг, но больше всего пострадает конечный потребитель.
"Введение новых тарифов может стать оправданием для роста цен на продукты и товары. Почему именно оправданием? Новые тарифы "Платона" не должны отразиться на стоимости товаров первой необходимости: никто не развозит, например, хлеб, используя большегрузы. Такие перевозки, как правило, осуществляются с помощью машин малой тоннажности, на которые не распространяется действие "Платона", - рассказал Ильвар Балтыков, индивидуальный предприниматель, занимающийся грузоперевозками.
Эксперт прогнозирует, что стоимость услуг компаний, осуществляющих грузоперевозки большегрузами, вырастет незначительно. "Средняя стоимость услуги перевозки груза 20-тонником на рынке сейчас составляет 30-40 рублей за 1 км.
Увеличение тарифов должно привести к росту цен на 4-5%. В себестоимости продовольственных товаров стоимость перевозки составляет до 10%.
То есть при самых грубых расчетах рост цен на продукты составит не более 0,5%", - размышляет г-н Балтыков.
Предприниматель ожидает, что увеличение тарифов позволит очистить перенасыщенный рынок от "серых" компаний, которые не платят налоги и не соблюдает необходимых норм. Из-за повышения тарифов часть таких фирм покинет рынок и тем самым ослабит конкуренцию. Эти факторы позволят транспортным компаниям не сильно повышать цены.
"Для производителей, поставщиков и ритейлеров введение новых тарифов может стать оправданием для повышения цен. Не удивлюсь, если оно составит порядка 10% и не будет иметь никакого отношения к увеличению стоимости логистических услуг. В итоге главным пострадавшим в такой ситуации станет конечный потребитель", - резюмирует эксперт.
С ним согласен Игорь Ребельский, учредитель и гендиректор логистической компании V.I.G. Trans:
"Рост тарифа приведет к повышению стоимости услуг по доставке товаров. В свою очередь грузоотправители попытаются компенсировать свои потери за счет конечных потребителей",
- считает бизнесмен. Вводить индексацию в неустойчивых экономических условиях является нецелесообразным решением, отмечает г-н Ребельский. "Средний и малый бизнес находится на той стадии, когда несвоевременно ужесточать сборы. Для некоторых компаний, занимающимися грузоперевозками, такое повышение может стать критичным", - пояснил эксперт.
Существенным недостатком системы является ее непрозрачность, считает Вячеслав Белобжецкий, эксперт в сфере стратегической логистики Института МИРБИС. "В рамках встречи с дальнобойщиков с председателем правительства Дмитрием Медведевым была озвучена инициатива о необходимости общественного контроля за расходованием собранных средств. Это однозначно повысит прозрачность, которая, думаю, является основным фактором недовольства.
В данный момент те суммы, которые расходуются на поддержание и развитие инфраструктуры и формируются за счёт сборов в системе Платон, свидетельствуют о движении серьёзных финансовых потоков, однако публично никакой отчётности на сайте системы не приведено.
Это создаёт указанную выше непрозрачность: сложно оценить, какая доля от сборов используется по целевому назначению", - полагает г-н Белобжецкий.
Генеральный директор "АвтоСпецЦентр KIA Каширка" Сергей Ворновский отмечает, что аналогичные "Платону" системы уже много лет работают в Европе и приносят ощутимую пользу. В России внедрение "Платона" вызвало резко негативную реакцию, однако, по его мнению, уже сейчас можно увидеть положительный эффект такого решения: за первый год работы сборы по системе превысили 16 млрд рублей, которые были направлены на ремонт федеральных трасс.
"Среди плюсов системы я бы отметил ужесточение контроля над расходованием бюджетных средств и качеством выполнения ремонта дорог. Кроме того, перевозчикам стало проще контролировать маршруты грузоперевозок, а рядовые автомобилисты выиграли за счет улучшения трасс федерального значения", - рассуждает предприниматель.
Отрицательными сторонами "Платона" г-н Ворновский называет не до конца прозрачную система расходования собранных средств и не всегда должное качество выполнения ремонтных работ. "Сейчас вопрос сборов более или менее прозрачен и понятен, однако решение о сдерживании роста тарифов я считаю своевременным. Индексация цен на грузоперевозки вызовет очередной общественный резонанс, а компании-перевозчики потерпят ощутимые убытки", - отмечает эксперт.
Фото: business-class.su