← Автомобильные грузоперевозки

"Платон" решил переобуться на ходу

Конфликт вокруг системы "Платон" не утихает. Противники новой схемы взимания платы заявляют о растущем экономическом ущербе от транспортной забастовки. А руководство "Платона" теперь старается отодвинуть главную фискальную функцию на задний план и выставить вперед планы будущего превращения "Платона" в интеллектуальную логистическую систему, которая охватит в том числе другие виды транспорта. В итоге создается впечатление, что ради оправдания "Платона" власти могут даже частично пожертвовать системой ГЛОНАСС

Астраханские депутаты решили обратиться к федеральным коллегам с просьбой проверить обоснованность и эффективность системы "Платон", сообщило 21 апреля агентство "Астрахань 24". Местные дальнобойщики не соглашаются на пересмотр тарифов и требуют полной отмены "Платона". Под угрозой оказался вывоз раннего урожая из региона. Эти потери могут объединить в протесте аграриев и водителей. Протесты грозят перебоями поставок товаров.
На конфликт вокруг "Платона" обратили внимание в Совете при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).В конце минувшей недели рабочая группа по защите прав автомобилистов распространила заявление члена СПЧ Игоря Юргенса, в котором введение платы с большегрузов в рамках системы "Платон" и дальнейшее ее повышение названы "необоснованным обременением малого и среднего бизнеса в сфере грузоперевозок".
Рабочая группа считает, что протесты дальнобойщиков и ухудшение состояния отрасли грузоперевозок - "результат недостаточно продуманных мер, осуществляемых правительством и отраслевыми ведомствами".
Руководство "Платона", в свою очередь, пытается отвлечь внимание общественности от фискальной нагрузки на грузоперевозчиков и рассказывает о перспективах развития в стране современной интеллектуальной логистики. "Систему "Платон" неправильно рассматривать как чисто фискальный инструмент. Возможности, которые в нее заложены, огромны", - заявил в 21 апреля в интервью агентству "Прайм" гендиректор оператора государственной системы "Платон" Антон Замков.
По его словам, "Платон" мог бы стать основой для интеллектуальной транспортной системы страны. "Необязательно даже говорить о бортовых устройствах именно системы "Платон", -  рассказывает Замков. - Мы можем интегрировать его и в сторонние бортовые устройства". Например, в тахографы. Также можно начать интеграцию с другими  видами транспорта и получить в итоге "настоящую логистическую экосистему страны".
"Можно интегрировать сервис бронирования грузовых вагонов на одной площадке с распределением грузов на автомобильных дорогах. Тогда можно было бы создать "бесшовную" грузоперевозку на любое расстояние", - продолжает он.
Замков привел и другие примеры, как можно использовать "Платон": с его помощью можно проводить мониторинг движения мусоровозов, отслеживать перевозки, осуществляемые международными автобусами.
Возникает, правда, вопрос: как быть с не менее пропагандируемой системой ГЛОНАСС? Не исключено, что в данном случае власти готовы даже пойти на некоторые жертвы. Спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил в пятницу, 21 апреля, что  "Платон" надо объединять с системой ГЛОНАСС. "Я исхожу из очень простого принципа: зачем в грузовик ставить два датчика, когда можно поставить один, который работает и под "Платон", и как чисто навигационный", - пояснил Иванов.
Некоторые эксперты видят рациональное зерно в расширении функций "Платона".
"Суть в том, чтобы информацию о сборах и транспортных средствах агрегировать в статистическую аналитику. Таким образом, система персонифицирует свои рекомендации по времени, частоте и маршруту транспортного потока каждому транспортному средству в зависимости от времени суток и его физического нахождения в режиме реального времени, - поясняет доцент Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян. - Это своего рода возврат транспортным компаниям части собранного налога через оказание аналитической услуги, которая приведет к сокращению их затрат".
Мартиросян считает, что даже в таком расширенном виде "Платон" не будет дублировать технологию ГЛОНАСС: "ГЛОНАСС - система отслеживания, а "Платон" в потенциале может стать аналитической системой, которая интерпретирует транспортные потоки и дает рекомендации по оптимизации".
По оценкам исполнительного директора компании HEADS Consulting Никиты Куликова, за счет обещанного руководством "Платона" сокращения времени на оформление грузов можно снизить издержки на 30%. Однако он уточняет, что подобные обещания похожи на "попытку "одеть" "Платон" в новую привлекательную упаковку", которая заставит бизнес платить реальную стоимость за пользование федеральными трассами.
Куликов считает, что введение более функциональной системы "смогло бы объективно обосновать рост тарифа до изначального". Напомним, в конце марта правительство продлило льготный период системы "Платон", повысив тариф с 1,53 руб. до 1,9 руб. за 1 км вместо запланированных 3,06 руб. Тариф проиндексирован лишь на 25%, сообщал ТАСС. При этом полноценный тариф составляет 3,73 руб. с 1 км, просто сейчас он устанавливается с понижающими коэффициентами.
Аналитик компании "Алор Брокер" Кирилл Яковенко замечает, что если под тарифы "Платона" подпадет пассажирский транспорт, междугородные и международные автобусные рейсы, то это не вызовет восторга у перевозчиков, зато, возможно, успокоит дальнобойщиков.
Многие эксперты соглашаются, что руководство "Платона" пытается придумать оправдание для существования системы.
Так, вице-президент "Деловой России" Татьяна Минеева расценивает интервью Замкова как "свидетельство того, что "Платон" нуждается в дополнительной легитимации", "чтобы в массовом сознании выйти за рамки просто очередной системы поборов". По ее мнению, руководство хочет донести до массовой аудитории, что дальнобойщики протестуют против прогресса. "Представление "Платона" в качестве всеобъемлющей аналитической системы - лишь слабая попытка оправдать необходимость сохранения этой системы", - говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Как замечает Куликов, отслеживание местонахождения грузов, в том числе опасных, разных видов транспорта "может пригодиться как правоохранительным органам, так и другим ведомствам". Правда, для самого бизнеса выгода от этого туманна, зато новые функции "смогут сделать систему более полезной в глазах общественности", уточняет он.        
Эксперты пока полагают, что полная отмена сборов в рамках системы "Платон" маловероятна.
В частности, Татьяна Минеева поясняет, что отказ от системы "будет означать провал работы правительства на данном участке, чего само правительство в лице его председателя признать никак не может".  
Фото: ng.ru
Независимая газета