Сотрудничество с Китаем может вдохнуть новую жизнь в крупнейший в мире транспортный самолет украинского производства Ан-225 "Мрия", сообщает ВВС. В последнее время вылет гиганта воспринимался как настоящее праздничное событие. Но вскоре "Мрия", парящая в небе, может стать обыденностью.
.
Уникальный шедевр инженерной мысли
Самолета "Мрия" могло и не быть, если бы советскому руководству не пришла в голову мысль повозить по заграницам отечественный корабль многоразового использования "Буран". К тому времени только что вышел другой супертяж "Антонова" - "Руслан", который также поставил массу мировых рекордов и был до выхода "Мрии" самым большим по грузоподъемности самолетом.
Но "Буран" нужно было закрепить на верхней части фюзеляжа и так лететь. И дело даже не в том, что у "Руслана" не хватило бы мощности. Конструкция хвоста самолета оказалась неудачной. Стабилизатор "Бурана" и "Руслана" стояли один за другим, что делало транспортный самолет плохо управляемым. Пришлось быстро создавать "Мрию", с расставленными по бокам стабилизаторами. Новый самолет, конечно же, сделали еще большим.
Спустя три десятилетия после появления на публике, "Мрия" все еще остается непревзойденным чемпионом по многим параметрам.
Говоря о размерах, инженеры напоминают, что только грузовой отсек гигантского Ан-225 больше, чем длина взлетно-посадочной полосы, потребовавшейся первому самолету Братьев Райт.
"Мрия" отработала уже 30 лет. По оценкам специалистов, впереди у самолета еще как минимум 20 лет эксплуатации. На столько времени хватит нынешнего ресурса надежности. Ан-225 совершил множество уникальных доставок негабаритных грузов. Но все-таки "Мрия" вынуждена большую часть времени простаивать в своем гигантском ангаре.
Проблема состоит только в том, что один час эксплуатации этого самолета стоит 30 тысяч долларов. Поэтому потенциальные клиенты без крайней потребности предпочитают его не заказывать, а обходятся более скромными транспортниками.
В результате, в течение прошлого года "Мрия" эксплуатировалась только три месяца, хотя и облетела дважды вокруг Земли. Как поясняют эксперты, в такой невостребованности виновна не сама "Мрия". Ее-то создавали только для того, чтобы перевозить "Буран". А когда Союз рухнул, "Буран" попал на консервацию всвоем ангаре, "Мрия" застряла в своем. Спасает очень широкий фюзеляж самолета, в котором можно перевозить даже турбины для крупных электростанций. Собственно, такую работу в последние десятилетия для "Мрии" искали. Но этого мало.
Новые перспективы
Использовать исключительно как транспортник "Мрию" нецелесообразно, отмечают специалисты. Ее предшественник Ан-124 "Руслан" отлично справляется почти с любыми перевозками по воздуху. Собственно, его и считают самым большим в мире военно-транспортным самолетом. Его эксплуатация значительно дешевле, чем у "Мрии", и этим все сказано.
Но вот о "Мрии" вспомнили в рамках развития современных космических программ. Оказалось, что это лучший кандидат для создания самолета, с которого в воздухе будут стартовать космические корабли. Все уже практически готово. Немного доработок, и можно пробовать.
В этом случае 30 тысяч долларов в час воспринимаются не как дороговизна, а наоборот. Как поясняют специалисты, во время старта космического корабля около 90% энергии ракеты-носителя тратится на то, чтобы подняться на высоту всего в 10 километров. Отлично, говорят инженеры! "Мрия" позволит либо сэкономить ракетное топливо, либо разгонять космический корабль до значительно больших скоростей, либо поднимать в космос больший вес.
По словам экспертов, космическая отрасль сегодня вступает в новый этап развития. Если раньше смотрели на то, что нам по силам, а что нет, и для достижения цели не считались со средствами, то теперь ситуация изменилась. Гораздо важнее снизить вдвое стоимость вывода на орбиту обычного спутника, чем полететь на Марс. Ведь космонавтика сегодня - по большей части коммерция.
Итак, украинским самолетом "Мрия" заинтересовались китайцы. Еще в прошлом году корпорация AICC объявила о намерении построить для своих нужд целый флот самолетов "Мрия", чтобы решить целый комплекс проблем, связанных с развитием своей космической отрасли. И вот недавно компания подтвердила свое намерение.
AICC - одна из самых быстроразвивающихся в Китае компаний. Планы амбициозны. А с "Антоновым" они ведут переговоры о совместной эксплуатации Ан-225 еще с 2009 года. Как ни странно, первым они хотят купить не летающее судно. А именно ту вторую "Мрию", которая стоит в полуразобранном состоянии на украинском предприятии. Самолет модернизируют, превратив его в стартовую платформу. Затем проведут испытания. И если все будет в порядке, "Мрия" попадет в по-настоящему массовое производство. Сотрудники "Антонова" о таком и мечтать не могли.
Китайцы в перспективе планируют за 10 лет выпустить не менее тысячи самолетов Ан-225 или их аналогов.
Все будет зависеть только от перспектив развития космической отрасли Поднебесной. "Антонову" здесь уже забронировано свое почетное место.
Фото: profi-forex.org