На одном таможенном посту досматривали фуру с бумагой. Инспектор вытянул из пачки лист и взвесил его на электронных весах. Получившийся вес - 0,954 грамма - последовательно перемножил на количество листов в пачке, количество пачек в коробке, количество коробок в фуре. В результате вычислений получил перевес в 150 килограммов, возбудил административное дело, ну, и как следствие, отказ в выпуске товаров, задержка транспорта, финансовые издержки и прочие вытекающие отсюда неприятности.
Думаете, байка? Отнюдь. Пока ФТС занимается утверждением Программы развития до 2020 года и с оптимизмом рассказывает об этом журналистам, "на земле" продолжает тихо течь незаметная жизнь участника ВЭД.
В последнее время автоперевозчики стали все больше сообщать о проблемах, связанных с применением ст.16.1.3 КоАП.
Ликбез для чайников:
"Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения".
Важно! Я сейчас только о незначительных расхождениях, не влияющих на размер таможенных платежей. По данным автомобилистов Северо-Западного региона, число заведенных по этой статье дел в этом году выросло на 23%. И 80% из них было закрыто судами по малозначительности. По данным ФТС, в первом квартале 2017 года по 16.1.3 таможенными органами было рассмотрено 676 АП и привлечено к административной ответственности 652 лица. Сколько взыскано штрафов, ФТС не в курсе, не ведет такую статистику, видимо, им это неинтересно. А, может, потому, что система показателей эффективности в правоохранительных органах, включая ФТС, - палочная, а не фискальная? Главное - дело завести, а дальше - хоть трава не расти.
Всплески выявляемых правонарушений наблюдаются, как правило, в те моменты, когда угроза выполнения контрольных показателей в очередной отчетный период требует от таможенников активных действий. Все же просто: загоняете в пункте пропуска фуру на весы, есть небольшой перевес - гоните ее на ИДК, потом на досмотр. Выявленное расхождение гарантировано ведет к возбуждению АП и начислению штрафов, а в дополнение к этому - выполнены показатели и по эффективности ИДК, и по эффективности досмотров.
Удивительно, но не было б контрольных показателей, могло бы быть все иначе. Кто их придумывает? ФТС.
К тому же фуры, ожидающие проведения таможенного контроля, тормозят остальной поток. Например, пока я пишу эти строки, в эти минуты на Торфяновке, согласно популярному сервису "Онлайн-граница", на въезд в Россию стоит очередь из 188 грузовиков, а срок ожидания составляет 9,5 часа. Это только, чтобы въехать. Присовокупим очередь на ИДК, досмотр и прочую толкотню и получим плюсом еще 8 часов и выше. Это кому как повезет, а вовсе не 18 минут, как нам рассказывают в соответствии с концепцией открытости таможенных органов отдельные чиновники таможенного ведомства.
Почему пункт пропуска вместо того, чтобы пропускать, тормозит транспортный поток?
Таможенники говорят: "Мы выполняем свои инструкции". Никто не против. Да, в соответствии с инструкцией (Приказ №1067), должностное лицо таможенного органа проводит анализ сведений о весе транспортного средства с товарами, указанных в талоне контроля при въезде, и в представленных документах. Иными словами, сверяет весовые показатели весов в пункте пропуска с транспортными документами. Но, ребята, вас не смущает тот факт, что 60% автомобильных весов в пунктах пропуска СЗТУ неисправны? Уверен, что в других регионах ситуация не лучше, потому как у Минтранса, в ведении которого находятся пункты пропуска, денег на всех нет.
Таможенники говорят: "Мы осуществляем таможенный контроль". Да, это основная задача таможенных органов. Но для этого есть СУР, предполагающая выбор объектов таможенного контроля, способствующая ускорению движения товаропотоков, а не ставящая калитку на границе. Иными словами, сначала СУР, потом - выбор мер по минимизации рисков. В МАППах все иначе, сначала весы - потом ЦПР. Если СУР ориентирована не на экономическую безопасность, а на формальное выполнение контрольных показателей, значит, она попросту не эффективна. И пока Владимир Булавин рассказывает журналистам про риск-категорирование, товары тех самых добросовестных получателей, с низким уровнем риска, добросовестно томятся в очередях в нейтралке.
Грузовик вез кирпич. Пока стоял в очереди перед шлагбаумом под дождем, кирпич впитал влагу, набрал вес. В пункте пропуска "лишние паллеты" сгрузили, завели дело. Кирпич вернули потом. Когда высох.
Фрукты. Скоропорт. Всем известно, во время транспортировки часть товара приходит в негодность, отправитель, как правило, кладет немного больше, чтоб компенсировать испорченный товар. В пункте пропуска реф вскрывают, потом частично разгружают, находят "излишки", возбуждают дело. Температурный режим нарушается, товара портится еще больше.
Ладно. Зачем цепляться к товарам, цены за которые установлены не за вес, а за количество. Возьмем другой пример. Взвесили фуру с вентиляторами. Инвойс за штуку. Количество сошлось, вес - нет. Таможня завела дело, изъяла часть груза пропорционально весу. В суде перевозчик, понятное дело, отбился, груз вернули. А кто выиграл от этого? Государство? Бизнес?
Таможенники говорят: "Завышение веса ведет к занижению ИТС (индекса таможенной стоимости)", - а, значит, к недоплате таможенных платежей. Ребята, вы сами придумали этот ИТС. Вы сами придумали эти стоимостные риски, с которыми сами давно уже не в состоянии справиться. Ваши риски давно уже не риски, а тайны ИТС не существует. Сейчас, говорят, даже мода пошла ИТС завышать, снижая тем самым базу для внутренних налогов. Какие платежи в пункте пропуска? Пусть этим занимаются те, кто эти платежи начисляет и списывает. Пусть этим занимается пост-контроль. Или правоохранительные подразделения, в конце концов. Чисто теоретически, да, завышение веса на 5% может привести к занижению платежей на 1%. Но ни один участник ВЭД не будет ради копеек рисковать грузом - и уж тем более своей репутацией.
Таможенники говорят: "Мы исполнители - как написано, так и исполняем, есть перевес - есть дело". Но ни разу не вышли с инициативой что-то поменять в этой статье. Бизнес-сообщество два года работало над либерализацией 16 главы КоАП согласно Дорожной карте по таможенному администрированию. Дело дошло до Госдумы, где два шибко умных эксперта сказали: "Нецелесообразно". Все, два года - насмарку. Сейчас пошли по второму кругу.
А коррупционный фактор? Вес-перевес - пойди, проверь. Если над таможенником не довлеет фактор выполнения контрольных показателей, то даже незначительное расхождение по весу - это же подарок судьбы, это как гаишнику - выезд на встречку. Что, никто не в курсе, что всегда можно договориться? Штраф (на минуточку, 50 тысяч рублей - минимально), выгрузка-погрузка, досмотр, простой фуры, хранение изъятых "излишков" - ребята, вы создали все условия для коррупции. Не хочешь - дашь. Предусматривает ваш план антикоррупционной деятельности таможенных органов ликвидацию предпосылок или вас интересует исключительно выполнение показателей "по посадкам"?
Словом, лозунги типа "10 шагов навстречу бизнесу" - это хорошие слова, только, пожалуйста, начните шагать от границы.
Фото: vedcons.ru