В последнее время на всех уровнях власти особое внимание уделяется отечественной авиации. Особое внимание - пассажирским авиаперевозкам. В этом году только профильные комитеты и комиссии Совета Федерации, Госдумы неоднократно рассматривали вопросы тарифной политики, развития портовой инфраструктуры, регулирования цен на авиабилеты. Но другая острейшая проблема, как теперь выясняется, оказалась вне поля зрения. Речь о грузовых перевозках в крупнейшей авиагавани страны.
Более 70 представителей авиационных грузоперевозчиков обратились к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой разобраться в практике работы "Аэро-флота" и избранного им грузооператора. Письмо подписали семь десятков представителей профессионального сообщества. Речь идёт о весьма непростых взаимоотношениях грузоотправителей и грузополучателей с компанией "Аэрофлот" и компанией, осуществляющей наземное обслуживание грузовых и почтовых перевозок ООО "Москва Карго". На взгляд подписантов, прежде всего можно с уверенностью говорить о "монополизации обработки грузов в аэропорту Шереметьево", что повлекло за собой "ухудшение качества и удорожание услуги".
Попробуем разобраться, кто и чем загрузил грузовые компании и почему они решили поднять свои проблемы на "правительственную" высоту. Прежде всего поинтересовались составом подписантов жалобы. В их числе немало солидных транспортно-логистических фирм: "ТрансЛайн", "Юнион Логистик", "Гарантпост", "Авиаброкер", "Армадилло Бизнес Посылка", "Юнайтед Карго Системс": Трудно заподозрить столь значительную по составу и количеству группу профессионалов в предвзятом отношении к своим, без преувеличения, стратегическим партнёрам. Ведь у "Аэрофлота" сегодня позиции ведущего российского перевозчика. Почему же тогда компании, бизнес которых напрямую связан с авиаперевозками, решили вынести сор из избы?
Тендер на вылет
Два года назад аэропорт Шереметьево решился на большие перемены, доверив "Москве Карго" обслуживание грузового потока. По итогам тендера прежний основной оператор "Шереметьево-Карго" был, по сути, отстранён от дел. О том, насколько болезненной для клиентов стала эта замена, издания тогда писали наперебой, называя происходящее в главном аэропорту страны не иначе как "грузовой коллапс". Неужели за два года работы победитель не сумел погасить уровень недовольства клиентов?! Текущие отзывы о работе грузооператора неприятно удивляют схожестью тональности. Что два года назад, что сейчас клиенты жалуются на неорганизованность, непрофессионализм, безответственность сотрудников "Москва Карго". Судя по фотографиям, выложенным в сети Интернет, грузы регулярно покидают крытые складские помещения и оказываются под открытым небом. Рассказывают про многочисленные случаи падения грузов с телег.
Но вернёмся к нашим подписантам. В обращении к премьеру говорится о добровольно-принудительных договорных отношениях, в которые предлагается вступать клиентам "Аэрофлота". "В конце августа 2015 года ПАО "Аэрофлот", на долю которого приходится 81,8 процента (по данным за 2016 год) всех рейсов в аэропорту Шереметьево, передало обслуживание грузов на всех своих рейсах в компанию "Москва Карго" и с этого момента, ссылаясь на заключённый с ней договор, прекратило передачу грузов по указанию отправителя другому грузовому терминалу - АО "Шереметьево-Карго".
Без преувеличения можно сказать, что данное решение "Аэрофлота" ударило по значительной части грузовой клиентуры на рынке в Шереметьево.
Получатели и отправители, желающие обслуживаться на терминале "Шереметьево-Карго", исторически обеспечивающем более высокое качество услуг, не смогли отправлять грузы на рейсах ПАО "Аэрофлот", и, в свою очередь, клиенты "Аэрофлота" потеряли возможность обслуживать свой груз на терминале "Шереметьево-Карго".
Они напоминают о том, что "Аэро-флот" на некоторых направлениях является единственным, безальтернативным перевозчиком в Москву. И в этом случае грузоотправители начинают чувствовать себя его крепостными: они в принципе не могут выбирать грузовой терминал для обслуживания своего груза. Не сбежишь ни с борта, ни с терминала:
Скованные одним Карго
Оставшись без выбора,
грузовые перевозчики вынуждены принимать условия, по сути, единственной компании, которая открывает для них свои объятия, однако обслуживаться в "Москва Карго" они не рвутся и по причине высоких тарифов, о чём также сообщают главе российского кабмина.
Партнёрство без выбора - это как любовь без взаимностей или дружба по принуждению. В таких обстоятельствах, как показывает практика, очень легко перейти границы законности и попасть в совсем иную сферу отношений - административно-правовую. Участники рынка наземного обслуживания грузов в аэропорту Шереметьево считают, что в их случае стоит говорить о сговоре двух хозяйствующих субъектов, сам факт которого наносит "существенный вред состоянию конкуренции на рынке обслуживания грузов в аэропорту Шереметьево" и их правам как потребителей.
Безусловно, необходима официальная, неформальная и непредвзятая проверка изложенных фактов. О правилах игры в "закулисье" Шереметьево знает сравнительно узкий круг предпринимателей, но при этом каждый из нас в конечном итоге становится косвенно причастным к ним. Любые отклонения в процессе доставки грузов жёсткая логика рынка конвертирует в дополнительные надбавки, которые компании "раскидывают" по традиции на потребителей.
Возможно, если бы участники сферы авиационных грузоперевозок более взвешенно подходили к соблюдению антимонопольного законодательства, то и обычные пассажиры и клиенты воздушной гавани смогли бы платить чуть меньше, а позволять себе - чуть больше.
Мечты? Не скажите! Профессионалы рынка отлично знают, что самолёты должны не просто "наматывать" маршрутные круги, а с максимальной эффективностью выполнять свою функцию по перевозке пассажиров и грузов. За полупустые самолёты, равно как и их грузовые отсеки, будет в итоге платить пассажир!
Поэтому, обращаясь к премьеру, грузовые перевозчики пекутся не только о себе, они просят за многомиллионную армию авиапассажиров, львиная доля которых летает самолётами "Аэрофлота".
Свежо предание, но хочется верить:
Совершенно удручает и существенная разница между тем, как в реальности обстоят дела, и тем, как избранный оператор наземного обслуживания видит положение дел. В начале июня на официальном сайте компании "Москва Карго" появилось сообщение о том, что компания прошла аудит со стороны авиакомпании "Аэрофлот" без единого замечания.
"Представители авиакомпании также остались довольны квалификацией персонала, отметив, что в ходе проверки сотрудники ООО "Москва Карго" продемонстрировали хорошие знания локальных нормативных документов и сути выполняемых процедур", - сообщает пресс-служба компании. "Успешное прохождение аудита является свидетельством плодотворного сотрудничества ООО "Москва Карго" и ПАО "Аэро-флот" и эффективным инструментом улучшения качества обслуживания грузовых перевозок", - это заключение опять из официальной ленты грузооператора. Звучит как тост, и как хотелось бы верить в это.
Но вот факты иного порядка. Например, специфические особенности взимания платы, фактически увеличивающие стоимость обслуживания в "Москве Карго". Груз свыше 80 килограммов с пассажирских рейсов считается почему-то тяжеловесным и оплачивается по повышенному тарифу. Установлен высокий минимальный сбор для ценных, но совсем незначительных по весу грузов. Хранение в "Москве Карго" считают по объёмному/платному весу, а не по весу брутто.
В ближайшее время "Москва Карго" планирует ввод в эксплуатацию первой очереди своего грузового терминала. В новом карго-комплексе установят, судя по официальному сообщению, уникальную для России автоматизированную систему хранения и обработки грузов от мирового лидера в области оснащения грузовых терминалов. А это подразумевает и новые стандарты качества обслуживания грузов в Шереметьево, обещает пресс-служба компании. Позволим себе только одно уточнение: подаваемая как уникальная система хранения и обработки грузов действовала в адаптированном варианте у предшественника "Москва Карго".
Хочется верить, что планы по формированию глобального грузового хаба на базе аэропорта Шереметьево (а разговоры о нём идут не первый год) всё же обретут реальные контуры. И место в нём найдётся не только для избранных, но и всех участников рынка наземного обслуживания.
Фото: fotochki24.ru