Количество эпизодов, связанных с хищением груза путем мошеннических действий в различных регионах Российской Федерации, продолжает расти. Об том уже заявляют сотрудники МВД, эксперты в области логистики, представители грузовладельцев, страховых компаний и экспедиторов. Легкость, с которой "джентльмены удачи" производят внедрение в цепь поставки товара при полном попустительстве сотрудников торгово-производственных и транспортных компаний, уже перестает удивлять.
Никогда не ставь свою безопасность в зависимость от благородства другого человека
Уилла Кадер
Текущее состояние дел
В настоящий момент при заключении "договора на организацию перевозок" грузов автомобильным транспортом спектр решений по проверке потенциального партнера на рынке грузоперевозок включает в себя всем знакомый набор стандартных рекомендаций: проверка достоверности сведений о государственной регистрации; проверка достоверности сведений о постановке на учет в федеральную налоговую службу; наличие судебных разбирательств в федеральных судах различной юрисдикции; проверка наличия исполнительных производств федеральной службой судебных приставов и т.п.
Ключевое отличие данных предложений друг от друга - цветовая гамма и оформление сайтов, так как вся эта информация абсолютно бесплатно предоставлена на государственных интернет-ресурсах и содержится в открытых источниках информации.
При заключении "договора перевозки" рекомендуется проверить: данные по водителю; водительское удостоверение; паспорт; свидетельство о регистрации транспортного средства; паспорт технического средства; номера государственных регистрационных знаков; путевой лист;
Проверка регистрации потенциального партнера на одной из популярнейших площадок, посвященных грузоперевозкам, позволяет определить: цвет и количество мультипликационных (световых) индикаторов; частоту изменений контактной информации; соответствие электронной почты; рекомендации; условный рейтинг.
Выполнение всех вышеперечисленных рекомендаций по проверке благонадежности потенциального партнера в настоящий момент не способны в полном объеме противостоять мошенническим действиям. Это очень хорошо прослеживается при анализе огромного количества экономических споров, проходящих в арбитражных судах различных регионов Российской Федерации. Проводя детальный разбор схем транспортной логистики, в результате которых мошенникам удалось реализовать свои преступные замыслы, выясняется, что в 90% случаях невольная помощь мошенникам была оказана юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принявшими на себя по договору перевозки груза обязанность перевести груз вверенный грузоотправителем в пункт назначения.
Эта невольная помощь в большинстве случаев выразилась в грубом нарушении требований Устава автомобильного транспорта, определяющего работу профессионального перевозчика, а именно:
Статья 15. Выдача груза
1. Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз.
(аналогичная норма предусмотрена при международных перевозках грузов)
Риски в практической деятельности
Наиболее распространена ситуация, когда представитель перевозчика, принявший груз в пункте отправления и поставивший роспись в транспортной накладной о его приеме, грузополучателю груз не доставляет, а вместо этого осуществляет доставку в другое, только ему ведомое место.
Ситуация не однозначна! С одной стороны - грузовладелец, с другой стороны - профессиональный перевозчик. Две стороны договора и, кажется, что все ясно и понятно, на кого возложены какие обязательства, так как все требования изложены в нормативных документах, что может быть проще? Может, да еще как!
22 июня 2016 года в г.Нефтегорск Самарской области на погрузку прибывает транспортное средство под управлением водителя для осуществления доставки по маршруту: г.Нефтегорск, Российская Федерация - г.Мозырь, Республика Беларусь. Груз - катанка медная.
Из решения суда:
"Водитель в своих письменных пояснениях и устных в ходе судебного разбирательства подтвердил факт получения спорного товара на складе 22 июня 2016 г. и перевозку его, однако указал, что руководствовался указаниями своего работодателя и указанного последним контактного лица, в итоге разгрузку товара произвел не по адресу, указанному в товарной накладной и товарно-сопроводительных документах, а в г. Брянске".
Груз, стоимостью 5962907 (пять миллионов девятьсот шестьдесят две тысячи девятьсот семь) рублей был доставлен в г.Брянск РФ, вместо пункта, указанного в международной-транспортной накладной. С подробной ситуацией, с указанием всех действующих лиц и чудесного процесса организации перевозки груза можно ознакомиться в деле А55-25444/2016.
Некоторые факты, установленные в ходе судебного разбирательства, заставляют задуматься о действиях "профессионального перевозчика".
Кратко перечислим их:
- водитель перевозчика письменно уведомлен о том, что в целях недопущения хищений, мошенничества, разбойных краж и других противоправных действий неизвестных лиц в пути следования с завода к конечному потребителю, в случае угрозы нападения или переадресации обязан принять меры к немедленному сообщению в правоохранительные органы и в дирекцию завода по обеспечению режима по указанным в уведомлении телефонам;
- водитель пренебрег данными предостережениями, изменил маршрут движения груза, указанный в международной транспортной накладной по указанию работодателя;
- согласно объяснениям предпринимателя, груз выгрузили в Брянске по указанию неизвестного физического лица и это было оговорено изначально;
- оплата за перевозку по маршруту г.Нефтегорск - Брянск 70000 ( семьдесят тысяч) рублей;
Дополнительно к требованиям законодательства о выдаче груза, представителя перевозчика в лице водителя под роспись ознакомили о порядке действий в случае возникновения непредвиденных ситуаций, но оказалось, что все требования и инструкции изначально не предусматривались к выполнению. Что это, некомпетентность или что-то другое? Непонятно.
Изначально перевозчик в лице предпринимателя не собирался осуществлять доставку в г.Мозырь р.Беларусь, а тот факт что в международной транспортной накладной отсутствует в качестве получателя г.Брянск никого не смутило. Что это? Случайность или закономерность? Непонятно.
Среднерыночный тариф по данному направлению ориентировочно составляет не более 35000 (тридцать пять) тысяч рублей, неужели профессиональный перевозчик не знаком с рыночной ситуацией? Непонятно.
Познакомимся с перевозчиком, транспортное средство которого указанно в судебном решении. И что мы видим?
Саратовская область, г.Вольск. Полное соответствие всем критериям проверки по различным государственным порталам, строгое соответствие всех документов для заключения договора перевозки, полный набор световых индикаторов, рекомендации и сакральный рейтинг.
Вопросов больше чем ответов и самый главный из них:
"Почему не выполнено требование - доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной?"
Ответ мы самостоятельно за перевозчика не найдем, а вот оценить возможные коммерческие риски при выборе потенциального партнера для доставки груза несомненно сможем, задавшись одним вопросом:
"Что помешает перевозчику, грубо нарушившему требования Устава автомобильного транспорта повторить ситуацию, руководствуясь только своим личным экономическим расчетом"?
Ответ не утешителен - совершенно никаких препятствий нет, так как финансовых потерь, в результате нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации перевозчик не понес. Будут ли судебные разбирательства с перевозчиком? Чем это закончится? Нам неизвестно.
Почти аналогичные действия можно увидеть еще на ряде примеров, в которых профессиональный перевозчик не выполняет специальную норму закона.
Из решения суда (А17-8855/2016):
"На данный груз были выписаны сопроводительные документы в 2-х экземплярах. После подписания документов водитель выехал со склада на загруженном автомобиле. Конечная сумма загрузки 3029895 (три миллиона двадцать девять тысяч восемьсот девяносто пять) рублей".
На вопрос: "Почему выгрузка в другом месте?" - водитель сослался на указания неизвестного физического лица, с которым договаривался о перевозке, и с которым проговаривал порядок и условия оплаты, перевозки. Ситуация аналогична первой и все вопросы к перевозчику одинаковые. При желании не составляет никакого труда установить перевозчика, а пояснения в суде, несомненно, говорят о высоком уровне "профессионализма" и должной компетенции.
Из решения суда (А53-30989/2015)
"Согласно товарно-транспортной накладной и транспортной накладной по маршруту г. Ростов-на-Дону - г. Дзержинск груз принят:. Водителем груз направлен в Брянск и выдан неустановленным лицам. :Стоимость утраченного груза 1 092 895 (один миллион девяносто две тысячи восемьсот девяносто пять) рублей".
Вопрос все тот же: "Что помешает перевозчику, грубо нарушившему требования УАТиГНЭТ повторить ситуацию, руководствуясь только своим личным экономическим расчетом"?
Случайность или закономерность?
Подобные ситуации, когда профессиональный перевозчик, нарушает требования УАТиГНЭТ, то есть не выполняет требования ст.15 "Выдача груза" пункт 1 в настоящий момент совершенно не редкость, а наоборот, носят постоянный характер. Невыполнение требований законодательства перевозчиком в свою очередь закономерно приносит огромные финансовые убытки грузовладельцам, страховым компаниям и экспедиторам.
Очень ярко данную проблему можно увидеть на примерах из практической деятельности, когда транспортное средство ВОЛЬВО № А756ХР26 п/п ЕА212426 с завидной регулярностью приносило убытки участникам рынка:
Дата погрузки: 24 июня 2013 года; сумма убытка - 37 376 719 рублей, А43-1053/2014;
А через два года:
Дата погрузки: 02 июля 2015 года; сумма убытка - 1 097 800 рублей, А60-45009/2016;
Дата погрузки: 09 июля 2015 года; сумма убытка - 1 106 200 рублей, А08-7415/2015;
Дата погрузки: 16 июля 2015 года; сумма убытка - 846 000 рублей, А48-2346/2016;
И подобное далеко не единично!!!
Довольно продолжительный период времени общей системы информации о том, какие транспортные средства и с какими государственными регистрационными знаками фигурировали в подобных ситуациях, не было. В совокупности два эти фактора, учитывая расстояния между городами, представляли серьезную проблему для принятия решения об осуществлении сотрудничества с потенциальным перевозчиком.
Отсутствие информационной площадки, где грузовладельцы и экспедиторы могли бы оперативно обмениваться информацией и получать детальный анализ происходящих событий, оценивать обстановку и принимать решения, организовывать взаимодействие и управлять рисками на основе собранной информации, способствовало росту различных методик проверки перевозчика. Рейтинги, световые индикаторы, базы данных мультипликационных регистраций и т.п. - вместо анализа выполнения норм действующего законодательства с детальным разбором ошибок всех сторон.
Именно отсутствие такой площадки, на которой грузовладелец или экспедитор, смог бы получить информацию по перевозчикам, выдавшим груз в нарушении Устава автомобильного транспорта ст.15.п.1, несомненно помогает последним успешно продолжать свою предпринимательскую деятельность, не испытывая экономических затруднений и тем более каких-то угрызений совести. Увлекательные рассказы перевозчиков, нарушивших данную норму, в дальнейших закономерных судебных разбирательствах по своей художественной составляющей можно сравнить с русскими народными сказками.
Обвинять организации, оказывающие перевозчикам услуги по предоставлению информации о свободных грузах, а грузовладельцам о свободном транспорте можно бесконечно, но это не является оправданием невыполнения требований закона профессиональным перевозчиком. Вопрос, кто будет платить за убытки - актуален.
Очень слабая попытка организовать подобную площадку была предпринята в 2014 году на базе одной из транспортных компаний, которая стабильно сталкивается с проблематикой утраты груза. Необходимо отметить, что вместо планового и детального анализа ситуаций, связанных с утратой груза и выработки практических решений для бизнеса была только попытка изобретения каких-то мифических стандартов безопасности, не учитывающих требование к организации перевозки и отсылающих в светлое будущее. Экономическая целесообразность вступления в ассоциацию, где изначально отсутствует полное понимание процесса организации перевозки экспедитором, с легкостью подменяются термины и понятия - не понятна. К сожалению предпосылок, для изменений не видно.
Пути и способы снижения рисков
Очень долго шел поиск ответа на вопрос: "Что помешает перевозчику, грубо нарушившему требования Устава автомобильного транспорта повторить ситуацию, руководствуясь только своим личным экономическим расчетом"?
В результате: кропотливый анализ, сбор и ежедневное изучение, в первую очередь, судебной практики арбитражных судов, а во вторую очередь информации из различных средств массовой информации - позволило собрать и выстроить единую информационно-поисковую систему, в которой возможно ознакомиться со сведениями о перевозчиках, нарушивших требования о выдаче многомиллионного груза грузополучателю, указанному в транспортной накладной и принять соответствующее решение о потенциальном сотрудничестве. Количество таких "профессиональных" перевозчиков - не один десяток и не одна сотня - их тысячи. К сожалению, ежедневно объем данных увеличивается. Необходимо признать, что собранная информация касается в данный момент в 99% сегмента крупнотоннажных автомобилей, осуществляющих перевозку грузов в междугороднем сообщении по территории Российской Федерации. Оценивать и принимать решения о сотрудничестве с тем или иным потенциальным перевозчиком любой руководитель будет с учетом всех сведений, которые только можно собрать, используя различные источники информации. Принимая решение о передаче груза перевозчику, необходимо задаться вопросом: Что помешает перевозчику, грубо нарушившему требования Устава автомобильного транспорта повторить ситуацию, руководствуясь только своим личным экономическим расчетом"?