После затяжного кризисного падения рынок грузовиков, показавший рост на 4% в 2016 году, в первой половине 2017 года благодаря оживлению экономики и новым госпрограммам поддержки вырос сразу на 45%.
Прыжок со дна
По данным агентства "Автостат", в первом полугодии 2017 года объем российского рынка новых грузовых автомобилей вырос на 44,5% и составил 31,5 тыс. единиц. Максимальное число проданных автомобилей приходится на КамАЗ - 11,2 тыс. На втором месте ГАЗ - 3,5 тыс. Из иностранных брендов первенство на российском рынке у Volvo - 2,1 тыс., а на втором месте Mercedes - 1,9 тыс. машин. При этом две последние марки показали огромный рост по сравнению с прошлым годом: Volvo - 315%, Mercedes - 309%.
По мнению председателя комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрея Чурсина,
такой скачок объясняется просто: в 2016 году рынок достиг дна и теперь просто восстанавливается.
"Главной движущей силой подъема выступил отложенный спрос, помноженный на свет в конце тоннеля", - объясняет Андрей Чурсин. С ним согласен и руководитель отдела маркетинга компании "ДАФ Тракс Рус" Евгений Савельев: "Два предыдущих года перевозчики не покупали новые грузовики, а теперь крупные и средние клиенты стали заметно активнее. Наблюдается уменьшение спроса на новые шасси под монтаж кузовных надстроек и повышение интереса к лизингу от производителя".
"В этом году мы покупали спецтехнику под недавно запущенный проект: полуприцепы для перевозки широкоформатного стекла. Закупку новых тягачей планируем на конец этого года и следующий год. Планируем приобрести 30-50 единиц - до 10% нашего автопарка. Это будет Mercedes - в последние годы мы используем в основном эту марку", - рассказал генеральный директор ХК "Совтрансавто" Владимир Тян.
Тоннаж растет
Рынок грузовиков отреагировал на рост объемов перевозок, начавшийся еще в прошлом году: тоннаж перевезенных автотранспортом грузов в 2016 году вырос на 2%. Рост в 2017 году ожидают значительно выше. Причины в общем оживлении экономики, в частности строительства.
В результате на рынке тяжелой коммерческой техники самыми быстрорастущими сегментами оказались седельные тягачи и самосвалы.
"Применительно к КамАЗу приращение доли производителя отмечено во всех сегментах: по бортовым автомобилям, седельным тягачам, самосвалам и спецтехнике на грузовом шасси", - прокомментировал начальник отдела маркетинга ПАО "КамАЗ" Виталий Минин.
Рост импортозамещения в сельском хозяйстве вызвал спрос на вывоз продукции из хозяйств российских фермеров и новых производств продуктов питания. По оценке специализирующейся на логистике консалтинговой компании Market Guide Agency, заметный вклад в рост перевозок дали сборные грузы, с которыми не любит работать железная дорога, - часть клиентов ушли от железнодорожных перевозок к автомобильным. Рост числа "сборок", в свою очередь, обусловлен уменьшением среднего размера отправляемых партий, а также непрерывно растущими объемами интернет-торговли (на 30% в год).
Ведущий аналитик агентства MegaResearch среди основных драйверов развития внутренних автомобильных грузоперевозок назвал такие факторы, как активное развитие сетей FMCG в регионах (Х5 Retail Group, "Магнит", "Лента" и др.), строительство новых магазинов и логистических центров, строительство новых заводов - например, в сферах сельскохозяйственного, пищевого производства, машиностроения. Свою роль играет и строительство крупных инфраструктурных и индустриальных проектов в регионах РФ (например, Крымского моста и объектов чемпионата мира по футболу 2018 года). Что касается международных автомобильных перевозок по территории России, то на их восстановление сейчас влияет рост экспорта, связанный со стабилизацией курса рубля, появление новых крупнейших транзитных маршрутов через Россию (например, ввод казахстанского участка международной автотрассы Западная Европа - Западный Китай; полное завершение проекта - в 2020 году) и новые направления международной торговли (Китай, Иран, Индия).
Обновление автопарка
На фоне падения объема грузоперевозок в 2014-2015 годах с рынка ушла некоторая доля игроков. Вторая волна ухода связана с внедрением системы "Платон": рынок автоперевозок очистился от работающих "по-серому" перевозчиков. Это подтверждается статистикой регистрации коммерческих автомобилей, причем не только подпадающих под надзор "Платона" 12-тонников, но и легких коммерческих автомобилей:
за 2016 год число физических лиц и ИП в первичной регистрации коммерческого автотранспорта снизилось на 36%.
Многие из ушедших с рынка частников и мелких компаний использовали автомобили с высокой степенью износа. И эти высвободившиеся грузовики к работе сегодня не возвращаются: расширяющие автопарк на фоне восстановления спроса более или менее крупные компании предпочитают приобретать новые машины.
Другая важная причина, как заметил директор по продажам и маркетингу ООО "Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ" Олег Марков, - состояние рынка кредитования и автолизинга. Лизинговые компании предлагают самые выгодные условия по приобретению именно отечественных грузовиков, в частности производства КамАЗа и ГАЗа.
По данным Минпромторга, только по программе льготного лизинга объем предоставленных государством скидок составляет 5 млрд руб. В 2017 году финансирование программы увеличено вдвое, до 10 млрд руб.
Это дало заметные результаты. Например, в компании "Балтийский лизинг" число лизинговых сделок по грузовым автомобилям выросло на 40% по сравнению с прошлым годом, а в денежном выражении объемы этих операций возросли на 62%: покупатели выбирают машины в более дорогих комплектациях.
Важными факторами роста явились другие новые спецпрограммы - "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль", "Русский тягач", "Российский фермер", "Свое дело". На них, а также на поддержку продаж газомоторной техники, городского общественного электротранспорта, закупки школьных автобусов и машин скорой помощи выделяется 17,4 млрд руб., что должно позволить реализовать в 2017 году в общей сложности более 90 тыс. единиц автомобильной техники.
В этом же ряду следует упомянуть и действующую в 2017 году государственную программу утилизации грузовых автомобилей. Программа предполагает не только компенсацию за сдачу непосредственно на утилизацию, но и обмен старого грузовика в формате trade-in.
Немаловажно, что общим для всех участвующих в программе производителей является прием транспортных средств российских и европейских производителей вне зависимости от их возраста. Программа распространяется как на физических, так и на юридических лиц.
Например, ПАО "КамАЗ" предлагает на первый и второй кварталы текущего года максимальную скидку на приобретение нового авто в размере 300 тыс. руб., а на третий и четвертый кварталы компания планирует увеличить сумму компенсации до 370 тыс. руб. Скидка в группе ГАЗ - от 120 тыс. руб. при приобретении автомобиля массой 2,5-3,1 т до 350 тыс. руб. при покупке грузовика от 7,5 т. В программе утилизации старых автомобилей участвуют и иностранные бренды. Например, японская автомобильная компания Isuzu, предлагающая покупателям ряд малотоннажных и среднетоннажных грузовиков, для покупки которых не предполагается дополнительных требований, кроме тех, которые прописаны в условиях госпрограммы: скидки 170-350 тыс. руб.
Укрепление рубля привело к росту продаж иностранных марок. Например, итальянской Iveco, которая тоже участвует в программе утилизации. По словам главы представительства Iveco в России Массимилиано Перри, с конца 2016 года продажи заметно выросли. Например, более 1 тыс. коммерческих автомобилей Iveco закупил ретейлер "Дикси", около 300 машин - ретейлер Х5 Retail Group, около 500 авто - перевозчик "Автолайн".
Фото: Getty Images Russia
РБК