Поверка тахографов уже на протяжении полутора лет является весьма волнующей темой у грузоперевозчиков. Обусловлено это и разнообразием нормативных актов, регулирующих данный вопрос, и вариантами их толкования со стороны различных участников, и тяжестью последствий за несоблюдение требований Росстандарта. В этой связи имеет смысл посмотреть на историю данного вопроса и коснуться текущей ситуации.
Признание тахографа с СКЗИ типом средств измерений
В январе 2015 года были внесены изменения в ФЗ-102 "Об обеспечении единства измерений" и все измерения, выполняемые при обеспечении безопасности дорожного движения, стали относятся к госрегулированию. Измерения и обязательные метрологические требования к ним, согласно тому же ФЗ-102, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в области своей деятельности, совместно с Росстандартом. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. N 1213 регулирование и установка требований к тахографам возложена на Министерство транспорта.
Утверждение типа средства измерения и методик поверки для всех моделей цифровых тахографов, внесенных в соответствии с Приказом Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 года в перечень ФБУ Роставтотранс, осуществлено приказом Росстандарта №1658 от 25 декабря 2015 года. В соответствии с описанием типа средства измерения и утвержденными методиками поверки, часть метрологических характеристик тахографов обеспечивает блок средства криптографической защиты информации (блок СКЗИ) тахографа моделей НКМ-2 и НКМ-К, утверждение типа средств которых произведено приказом Росстандарта №1660 от 25 декабря 2015 года. Цифровой тахограф подлежит поверке при наличии в его составе поверенного блока СКЗИ. В описаниях типа средств измерений на тахографы цифровые, утвержденные вышеуказанным приказом Росстандарта, сказано следующее:
"Метрологические характеристики тахографов обеспечиваются только при работе с блоками СКЗИ утвержденного типа, имеющими свидетельство о поверке с не истекшим сроком действия".
Это же указание содержится и в методиках поверки:
"Результаты поверки считать положительными, если в наличии свидетельство о поверке на блок СКЗИ с не истекшим сроком действия".
Свидетельство о поверке может быть выдано только на блок СКЗИ, являющийся типом средства измерения. Типом средства измерения утверждены две модели блока СКЗИ: НКМ-2 и НКМ-К.
А как же ранее выпущенные?
В 2015 - 2016 г. между производителями, Минтрансом и Росстандартом проводились консультации по вопросу поэтапного включения тахографии в сферу государственного регулирования. 25 декабря 2015 г. приказом Росстандарта все модели тахографов были утверждены как типы средства измерения. Поскольку выпущенные до этой даты тахографы оставались неутвержденного типа, то на совместном совещании с Росстандартом было решено утвердить все выпущенные тахографы как типы средств измерения.
Утверждение типа ранее выпущенных тахографов Drive 5 и Drive Smart было завершено изданием Приказов Росстандарта №177 от 01.02.2017 г., №178 от 01.02.2017 г. и №236 от 08.02.2017 г., которые утвердили единичные экземпляры всех ранее выпущенных тахографов в качестве типов средств измерений. Появилась возможность поверки этих тахографов при условии замены блока СКЗИ на поверенный.
Завершающим штрихом должно было стать принятие Минтрансом приказа, утверждающего единые метрологические требования к тахографам. Такой приказ, а именно, Приказ Минтранса №55 от 20.02.2017 г., дополнивший Приказ №36 обязательными метрологическими требованиями к осуществляемым тахографами измерениями, был принят и вступил в силу только 16.05.2017 г.
Однако инспекции Росстандарта задолго до завершения процедуры включения системы тахографического контроля в сферу государственного регулирования начали проводить проверки и штрафовать владельцев транспортных средств, использующих неповеренные тахографы, ссылаясь на приказы МВД, Минздравсоцразвития и т.д.
Что же меняет Приказ 55 в Приказе 36?
Министерство транспорта во исполнение требований части 5 статьи 5 ФЗ-102 установило обязательные метрологические требования путем внесения изменений в основополагающий 36 Приказ (приказ о внесении изменений №55 от 20 февраля 2017 года).
В частности, подпунктами 3, 4, 5, 6 пункта 1 Изменений был установлен отсутствующий ранее в тексте приказа №36 диапазон измерений с указанием погрешности в указанном диапазоне для следующих выполняемых тахографом измерений:
- скорость движения ТС - диапазон и погрешность установлены теперь в пп. 1, 3 п. 9 новой редакции приложения №1 к приказу №36,
- координаты местоположения транспортного средства - в пп. 7 п. 9,
- расстояние - в пп. 9 п. 9,
- синхронизация внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) - в пп. 11 п. 9,
- измерение интервала времени - в пп. 12 п. 9.
Таким образом, с момента вступления в силу настоящего приказа осуществляемые тахографами измерения официально вошли в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, а, следовательно, утверждение типа средства измерения для используемого на транспортном средстве тахографа и последующая поверка тахографа стали обязательными.
Поэтому текст приказа №36 также был дополнен положениями об обязательности поверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и обязательности наличия знака утверждения типа и знака поверки (пп. 1 п. 1, пп. 2, п. 2, п.3 Изменений).
Однако согласно п. 2,3 Приказа № 55:
- Тахографы, установленные на транспортные средства до вступления в силу настоящего приказа, т.е. до 16.05.2017 г, подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего приказа с момента замены в этих тахографах программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее - блок СКЗИ тахографа).
- До момента замены блока СКЗИ тахографа требования настоящего приказа на данные тахографы не распространяются.
- Использование тахографов, установленных на транспортные средства до вступления в силу настоящего приказа, допускается до момента проведения очередной замены в этих тахографах блока СКЗИ тахографа.
Очередная замена блока СКЗИ тахографа производится до истечения 3 лет с момента ввода тахографа в эксплуатацию. Эта обязанность установлена Приказом Минтранса №36, пунктом 90:
"Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа не превышает трех лет"
Таким образом, все тахографы, установленные до 16.05.2017 г., могут использоваться до момента замены в них блока СКЗИ (до истечения 3 лет с момента ввода тахографа в эксплуатацию мастерской). Поскольку требования приказа №55 на такие тахографы не распространяются, то и требования об обязательности поверки, о наличии знака утверждения типа и знака поверки к таким тахографам (пп. 1 п. 1, пп. 2, п. 2, п.3 Изменений) до момента плановой замены блока СКЗИ к ним не применимы.
А Росстандарт?
Контрольным органом, осуществляющим метрологический контроль, является Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). Свою деятельность он осуществляет через территориальные органы, подведомственные организации.
На сегодняшний день в КоАП статьей 19.19 установлено: "Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку" наказывается штрафом:
На должностное лицо: 20 000 - 50 000 рублей;
На юридическое лицо: 50 000 - 100 000 рублей.
Кроме того, Росстандарт выдает предписание о запрете применения средства измерения до устранения нарушений, что означает запрет эксплуатации транспортного средства.
ФЗ-102 "Об обеспечении единства измерений", требованиями которого руководствуется Росстандарт, говорит о том, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно вступившим в силу изменениям в 36 Приказ, которые были рассмотрены выше, тахографы, установленные до вступления в силу Приказа №55 Минстранса от 20 февраля 2017 года, должны быть поверены лишь при плановой замене блока СКЗИ. Однако нам пока не известны случаи принятия во внимание этих изменений территориальными органами Росстандарта при проверке транспортных предприятий. Несмотря на то, что Приказ №55 Минстранса вступил в силу более трех недель назад, постановления с предписаниями и штрафами выдаются территориальными органами Росстандрата и сейчас. В то же время, судебной практики по правоприменению Приказа №55 еще нет.
Что же делать?
Мы не можем с абсолютной уверенностью утверждать, что проверка Росстандарта, плановая или внеплановая, осуществляемая по уведомлению другого контрольного органа (например, МВД РФ, согласно 727 Приказу обязаны при выездной проверке проверять наличие поверки и, в случае отсутствия, сообщать о нарушении Росстандарту) пройдет без штрафов за отсутствие поверки утвержденного типа средства измерения. На текущий момент уже имеются факты того, что Росстандарт не принимает во внимание Приказ №55.
В этой связи в настоящее время мы рекомендуем на сайте Генпрокуратуры изучить план проверок в отношении вашей компании, при поступлении информации о проведении плановых проверок заблаговременно запросить в своём территориальном органе разъяснение о необходимости поверки тахографов, установленных на ТС до вступления в силу Приказа №55, срок плановой замены СКЗИ у которых еще не подошел.
В случае получения постановлений и предписаний от инспекции, рекомендуем обращаться в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, а также с заявлением о признании предписания незаконным.
На данный момент все тахографы АТОЛ Drive 5 и АТОЛ Drive Smart, вне зависимости от даты производства, могут быть поверены с межповерочным интервалом 7 лет в ЦСМ (центре стандартизации и метрологии) после замены не поверенного блока СКЗИ на поверенный в тахографической мастерской, внесенной в реестр ФБУ Росавтотранс и имеющей соответствующую лицензию ФСБ. Подробней об алгоритмах поверки и возможных вариантах написано в отдельной статье.