← ЭДО, ИТ в логистике

Без связи в дороге: почему на трассах нет сигнала и когда это исправят

Недавно Роскомнадзор опубликовал свежий отчет по качеству сотовой связи на российских дорогах. Оно оставляет желать лучшего, как и в прошлом году. Портал Mail.ru решил разобраться, почему в эпоху цифровой экономики, блокчейна и разговоров о 5G нельзя сделать нормальный сигнал на трассах. И заодно узнал, когда же связь в пути станет лучше.

Бессвязье
Отчет показал: на некоторых трассах связь от операторов "большой четверки" работает хорошо, а на других сигнал постоянно пропадает. На М-1 (из Москвы в Белоруссию) все замечательно, а на М-52 (из Новосибирска в Монголию) сеть очень нестабильна. Слабый сигнал на М-56 (Дальний Восток), М-54 (Сибирь).
Связь, которая была обнаружена - GSM с поддержкой интернета EDGE и 3G. Сигнал падает у всех операторов, доставляя неудобства водителям, пассажирам рейсовых автобусов, дальнобойщикам и другим участникам движения. Масштаб бедствия сложно представить, пока сам не проедешь по такой трассе сотни три-четыре километров: голосовая связь с помехами, 3G и LTE зачастую активизируются лишь у населенных пунктов, и водители ждут их с нетерпением, чтобы уточнить маршрут, проверить погоду и т.д.
Проблема остается актуальной из года в год в каждом уголке страны. Кому-то, конечно, достаточно прерывающейся связи, но большинство автопутешественников страдают.
Почему связи нет
Делать полное покрытие трасс слишком дорого для сотовых операторов, у которых и так полно расходов на новые законопроекты. А государство помогать звонкой монетой не торопится.
В "Билайне" объясняют: покрытие каждого метра трасс требует больших инвестиций, которые будут отбиваться очень долго.
Кроме стандартного оборудования компании нужно вложиться в подъездные пути, землеотводы, антенно-мачтовые сооружения, энергетику, транспортные линии связи и многое другое. "Сейчас этот вопрос обсуждается в рамках программы "Цифровая экономика", - объясняет представитель "Билайна", - А операторы продолжают строить и совершенствовать сети вдоль трасс".
МТС никак не прокомментировал проблему. В "МегаФоне" рассказали, что строят базовые станции, исходя из многих факторов, в том числе - окупаемости. "При создании сетей связи мы зависим от наличия инфраструктурных объектов: столбов, башен, электроснабжения. Несмотря на сложности с инфраструктурой, большинство трасс покрыты практически на 100%, а мы продолжаем расширять сеть на нескольких трассах".
К примеру, на трассе М-54. У "МегаФона" за третий квартал покрытие там составляет 66,1%, а в прошлом году показатель был меньше - 65,1%. У других операторов, судя по отчетам Роскомнадзора, качество связи на трассах тоже ползет вверх. Но очень медленно.
В Tele2 уверяют, что покрытие дорог у оператора в приоритете, однако пока он работает не во всех регионах России и, соответственно, не покрывает часть трасс, проходящих по ним. Например, М-56 от Якутска до Невера. Трасса проходит через Республику Саха и Амурскую область, в которых Tele2 нет.
Трасса М-56 (красный цвет - МТС, зеленый - "МегаФон", желтый "Билайн", синий - Tele2):
M56191017.jpg
Скоро "тепленькую" дадут
Через полтора года на федеральных трассах будет покрытие связи, близкое к идеальному, прогнозирует гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков. Для региональных дорог срок будет вдвое больше, так как они менее важны.
Но до современных скоростей все равно далековато: в эти сроки на российских трассах заработает стабильный 3G, а LTE появится совсем нескоро, так как оборудование для этого стандарта связи влетает в копеечку.
Увы, нормальный сигнал на дорогах появится вовсе не за счет "Цифровой экономики", госпрограмма лишь подстегнет коррупцию, считает Кусков. Ситуацию должны спасти местные власти, которые возьмут на себя бюрократию по отводам и подключениям, а операторы не будут тратить на это время.
Как выкручиваться без связи
Понимаете, что вам предстоит долгая дорога по местам, где связи может не быть, зато вполне может случиться нечто непредвиденное? Дальнобойщики на такой случай рекомендуют запасатись автомобильной рацией, которая работает в гражданском диапазоне частот 27 МГц. Она позволит узнать у водителей неподалеку дорожную ситуацию, попросить помощи и т.д.
Еще один вариант - пункты экстренной связи. Они есть на некоторых федеральных трассах, в том числе М-1, М-3, М-4 и др. Эти устройства ни с чем не спутаешь: они установлены на обочинах, есть надпись SOS, динамик и кнопка, нажав которую можно обратиться в центр управления движением и получить помощь.
Фото: gorlo.pantomima.website
Новости@mail.ru