Конец года - время, когда уже можно оценить точность прогнозов на текущий год и планировать показатели на следующий период. Выводы специалистов в области транспортно-логистических услуг в отношении ситуации последних лет следующие - показатели 2015 года как самого неблагоприятного остались в прошлом, 2016 год продемонстрировал пусть небольшой, но рост, а в 2017 году уже можно говорить об уверенной положительной динамике.
Обратимся к показателям и факторам, влияющим на мировой рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ). Согласитесь, что, несмотря на санкции и прочие ограничения, национальный российский рынок ТЛУ не может игнорировать мировые тенденции в этой области.
На фоне роста мирового ВВП в 2,9% в 2017 году против 2,4% в 2016 году мировой импорт товаров вырос до 4,3% (в 2016 году его рост составил 2,2%). Для рынка ТЛУ это особенно важно. Оживление в мировой торговле связано с ростом инвестиционного спроса и импорта, причем как в развитых, так и в развивающихся странах.
Индикатором состояния мировой торговли служит динамика морских контейнерных перевозок. По предварительным данным, за 2017 год они вырастут на 4% против 2,3% в 2015 году.
Растут ставки фрахта - а это свидетельство спроса на этот вид услуг. Самый, пожалуй, высокий показатель у авиаперевозчиков грузов - 7,2% в 2017 году против 1,4% в 2015 году.
Анализ мирового рынка ТЛУ впечатляет еще больше - в 2017 году он вырастет на 4,3% против падения на 3,8% в 2015 году. Мировые технологические тренды в этой области - робототехника, беспилотники, новые управленческие решения, включая облачные технологии. Рынок ТЛУ растет также за счет развития электронной торговли и оказания логистических услуг в комплексе.
Российский рынок транспортных услуг развивается в мировом тренде, но есть и своя специфика. Так, с начала 2017 года наблюдается положительная динамика как по грузообороту (+5,8%), так и по грузоперевозкам (+1,8%) по сравнению с прошлым годом. Самые высокие темпы у коммерческого воздушного транспорта - 119,9% и 120,1% соответственно. Тарифы в среднем выросли на 4,4%, на воздушном транспорте - на 13,4%, а на морском - снизились на 7%. Грузооборот российских портов вырос на 10% за счет роста импортного грузопотока. Российский рынок ТЛУ адаптировался к работе в посткризисный период, а усиление конкуренции привело к снижению экспедиторской наценки.
Детальный анализ структуры ТЛУ позволяет сделать следующие выводы: рост рынка в целом на 8,8% в 2017 году был обеспечен за счет роста грузоперевозок на 9,2%. При этом составляющие собственно логистических услуг увеличились, но на меньшую величину.
Наибольший интерес у логистов вызывают самые востребованные автомобильные перевозки грузов. В их структуре в 2016 году произошли качественные улучшения. Так, если в целом объем грузоперевозок вырос на 5,6%, то выручка в сегменте сборных грузов выросла на 16%.
Рост перевозок сборных грузов связан с уменьшением заказа в рамках одной поставки, увеличением консолидации грузов разных отправителей, агрессивной территориальной экспансией торговых сетей,а также ростом спроса на интернет-торговлю.
Рост количества сборных перевозок обеспечивает рост загруженности грузовиков - доля таких перевозок составляет 73%, следовательно, перевозка "воздуха" уходит в прошлое. На рынке грузоперевозок достаточно выраженная конкурентная среда - на долю наиболее крупных автоперевозчиков приходится 12% рынка, большая его часть представлена средними, малыми предприятиями и частными предпринимателями.
В международных грузоперевозках в 2017 году произошел перелом. В 2016 году вырос экспорт (на 3,2%), что было связано с девальвацией рубля. В то же время сократился импорт (на 9%) практически по всем позициям (машины, оборудование, металлы, текстиль). Кроме того, в 2016 году в международной торговле произошла переориентация на рынки стран Азии, экспорт при этом вырос на 6,7%, импорт снизился на 7,9%. Особое внимание китайскому направлению: в экспортном грузопотоке доля Китая по сырой нефти составляет 18,7%, по лесу - 63%, по редким металлам - от 78 до 100%. В китайском импорте, который представлен широкой группой товаров, Россия лидирует как по промышленному оборудованию (от 50 до 90%), так и по товарам народного потребления (до 70%).
В 2017 году по сравнению с 2016 годом уже и в экспортном грузопотоке наблюдается рост (за исключением черного металла и алюминия). Что касается импорта, то по всем позициям за исключением сахара наблюдается рост показателей.
Международные автоперевозчики, воспользовавшись оживлением внешней торговли, нарастили объемы работ (на 1,4%), европейское направление увеличилось всего на 0,5%, зато китайское выросло на 25%.
Таким образом,
из кризиса 2015 года российский рынок, равно как и международный, вышел. А что дальше?
Прогнозы, конечно, дело неблагодарное, но все же с тенденциями определиться можно. Динамика рынка ТЛУ напрямую зависит от изменений в российской экономике. Итак, к 2020 году можно ожидать повышение спроса на грузоперевозки, нехватку подвижного состава, рост тарифов. Прогнозируются повышение динамики грузоперевозок в импортном сообщении, замедление темпов роста экспортных грузопотоков, увеличение грузоперевозок из/в Китай и страны АТР, а также усиление роли портов РФ в перевалке грузов внешнеэкономической деятельности. Вырастут внутрироссийские грузоперевозки, что связано с импортозамещением, обслуживанием электронной торговли.
Усложнятся цепочки поставок, произойдет "естественный отбор" среди игроков, обострится конкуренция в борьбе за клиента. В результате реальный рост рынка ТЛУ с 2017 по 2020 год будет составлять от 2,9 до 3,2% ежегодно, что вполне соответствует росту экономики в целом.
Фото: АТИ-Медиа