← Безопасность и страхование

Двухуровневые путепроводы защитят от аварий

Вначале тревожная статистика: по итогам 2017 года в России были зафиксированы 266 случаев ДТП на железнодорожных переездах, что на 26% больше, чем в предыдущем году. Наибольшее количество происшествий произошло на Северо-Кавказской (37), Московской (31), Октябрьской (25 случаев) железных дорогах. В результате ДТП пострадали 200 человек, 70 из них погибли.

Специалисты отмечают, что в подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за невнимательности водителей или грубого нарушения ими правил проезда железнодорожных переездов - игнорирования запрещающих сигналов светофоров и требований соответствующих дорожных знаков. Хотя вроде бы очевидно, что железнодорожный переезд представляет собой одно из самых опасных мест на дороге. Движущийся на скорости многотонный локомотив быстро остановить невозможно, поэтому если в непосредственной близости от него на путях находится посторонний объект, то катастрофа неизбежна.
Напомним лишь несколько резонансных аварий, приведших к гибели людей в 2017 году. 9 сентября к тяжелейшим последствиям привело ДТП на железнодорожном переезде перегона Мегион - Нижневартовск-2 Сургутского региона Свердловской железной дороги. Водитель грузового автомобиля, груженного песком, выехал на железнодорожные пути во время следования по переезду пассажирского поезда № 346 Адлер - Нижневартовск и совершил столкновение с седьмым вагоном состава. В результате пострадали 20 человек, в том числе водитель машины. Позже один из пострадавших скончался в больнице Нижневартовска. Еще одно ДТП со смертельным исходом произошло под Саратовом, в результате погибли два человека и серьезно пострадали еще двое пассажиров легкового автомобиля.
Одна из самых страшных трагедий произошла в Петушинском районе Владимирской области 6 октября прошлого года. Глубокой ночью пассажирский автобус выехал на железнодорожный переезд, игнорируя запрещающий сигнал. Двигатель транспортного средства заглох прямо на переезде, и в него на полном ходу врезался несущийся поезд. В результате ДТП погибли 17 человек, среди которых оказались дети.
Особую тревогу вызывает увеличение ДТП на переездах, расположенных в Ленинградской области: получается, что количество аварий на территории региона выросло вдвое по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года. Ростом количества аварий обеспокоены и на Московской железной дороге, где многие происшествия произошли с пассажирскими и пригородными поездами. Так, 30 января 2017 года на перегоне Узуново-Богатищево в Подмосковье из-за нарушения водителем автомобиля ПДД легковушка столкнулась с электричкой. Погибли три человека.
Статистика свидетельствует об ухудшении положения дел с безопасностью на железнодорожных переездах и на Дальневосточной железной дороге, где в 2017 году произошло 21 ДТП, пострадали 6 человек, двое из них погибли. За 2016 год были зафиксированы 8 происшествий, в которых пострадали два человека, один погиб.
Традиционную беспечность проявляли отечественные автомобилисты и в минувшие новогодние праздники. Уже с начала текущего года в границах Забайкальской железной дороги произошли 11 ДТП на железнодорожных переездах: в Амурской области - 4 ДТП, в результате которых шесть человек погибли, в Забайкальском крае - 7 ДТП, в результате которых два человека получили травмы различной степени тяжести, 4 человека погибли. Еще несколько ДТП зафиксированы на территории Приморского края.
Специалисты отмечают, что меры по оборудованию железнодорожных переездов специальными техническими средствами фото- и видеофиксации нарушений являются способом контроля, а не их оперативного предупреждения. В этой связи особую актуальность приобретают различные технические ноу-хау, которые разрабатываются в ОАО "РЖД". Как сообщили в пресс-службе холдинга, в настоящее время на одном из переездов Северо-Кавказской магистрали внедряется опытный образец системы автоматизированного удаленного управления переездами. При обнаружении объектов, угрожающих безопасности движения поездов через переезд (застрявший автомобиль, рассыпанный груз, наличие посторонних предметов и т. д.), система незамедлительно в автоматическом режиме включит заградительную сигнализацию с передачей на локомотив речевой информации о возникшем препятствии на переезде.
Одновременно проводится модернизация обустройств железнодорожных переездов. Например, замена существующих щитков переездной сигнализации типа ЩПС-200 на новые щитки ЩПС-УЗП, внедряется табло обратного отсчета времени до закрытия переезда (приемочные испытания будут завершены в марте 2018 года). На всей сети для улучшения видимости ламповые переездные светофоры заменены на светодиодные.
Большое внимание в компании уделяется повышению уровня квалификации персонала. Для проведения технической учебы предусмотрены специальные кабинеты, учебные полигоны, обеспеченные необходимыми пособиями, техникой, оборудованием и интерактивными программами.
Для повышения уровня безопасности движения в ОАО "РЖД" инициирована работа по исключению или минимизации влияния человеческого фактора на процесс обеспечения безопасности движения поездов в местах одноуровневого пересечения автомобильных и железных дорог. Ее проведение запланировано на 2018-2020 годы.
Для эффективного решения проблемы подписан ряд соглашений с региональными властями и Росавтодором на предмет совместной работы по строительству автодорожных путепроводов. Наиболее активно эта работа ведется в Московской и Ленинградской областях. Затрудняют реализацию проекта высокая стоимость работ и отсутствие в ряде случаев технической возможности переноса коммуникаций. Примером конструктивного, комплексного подхода к данной проблеме может быть работа администрации Хабаровска. Построенные за последние годы автомобильные развязки не только разгрузили городские магистрали, но и позволили жителям краевого центра забыть о переездах на перегонах Хабаровск-1 - Хабаровск-2 и Хабаровск-2 - Красная Речка.
Важно и то, что для снижения аварийности ОАО "РЖД" ежегодно проводит агитационную и профилактическую работу в информационном поле. Так, за 9 месяцев 2017 года в печатных СМИ опубликованы более 12 тыс. материалов по теме безопасности движения на железнодорожных переездах, на лентах информационных агентств и интернет-порталах - свыше 75 тыс., на телевидении и радио - более 10 тыс. Подготовлены и распространены более 1 млн экземпляров информационно-агитационной продукции.
В 2017 году сразу в нескольких регионах страны были проведены профилактические акции "Внимание: переезд!", они также направлены на снижение аварийности. Так, 21 сентября близ железнодорожного переезда в Омске курсировал локомотив, толкающий перед собой поврежденный в ДТП автомобиль с манекенами. Рядом с переездом стояли волонтеры с плакатами "Помните, вас ждут дома!", а железнодорожники раздавали водителям памятки о правилах дорожного движения. А 29 сентября в Тюмени и Астрахани у переезда были установлены легковые автомобили с характерными для ДТП повреждениями.
Депутаты Госдумы РФ предлагают не ограничиваться мерами по проведению разъяснительной работы среди граждан. Они планируют поддержать на законодательном уровне решение по значительному ужесточению требований к пассажирским перевозкам. Кроме того,
как считает председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев, необходимо разработать федеральную программу по строительству двухуровневых путепроводов на железнодорожных переездах,
чтобы в будущем избежать трагедий, подобных той, что случилась во Владимирской области. Для этого совместно с органами ГИБДД необходимо проанализировать информацию по всем железнодорожным объектам, где были подобные происшествия в 2015-2017 годах, и уже с 2019 года начать строить на этих участках безопасные переезды.
По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергея Бидонько, типовой проект такого сооружения обойдется как минимум в 350 млн руб. "Регионы должны определить наиболее опасные точки, где проблема проявляется наиболее остро. В 2018 году необходимо подготовить по ним необходимую документацию, а с 2019 года начать воплощать наработки в жизнь", - отмечает депутат.
Депутаты выступают за то, чтобы двухуровневые путепроводы на железнодорожных переездах строились повсеместно по типовым проектам. Профильный комитет нижней палаты парламента выступает с инициативой о ежегодном выделении средств объемом не менее 18 млрд руб., полученных от сборов акцизов на топливо, на реализацию мероприятий, связанных с модернизацией одноуровневых железнодорожных переездов.
Для решения вопросов строительства путепроводов и обеспечения безопасности на железнодорожных переездах необходимо создать специальную рабочую группу с участием представителей Минтранса России, ОАО "РЖД"и парламентариев, считают в Комитете Госдумы по транспорту и строительству.
В свою очередь
Минтранс России внес в Правительство РФ законопроект об увеличении до 5 тыс. руб. штрафа для водителей автотранспорта за нарушения на железнодорожных переездах.
Штраф предусмотрен за выезд на железнодорожный переезд при закрытом (закрывающемся) шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора, а также за остановку или стоянку на переезде. Сейчас штраф за эти нарушения составляет всего 1 тыс. руб.
Ространснадзор предлагает помимо ужесточения штрафов за нарушения при проезде железнодорожных переездов ввести штрафы в размере от 100 до 300 тыс. руб. уже для владельцев транспортных средств.
Сейчас ответственность несет только водитель, тогда как выход на линию технически неисправных грузовых автомобилей допускают именно владельцы и руководители предприятий. Депутаты Госдумы выразили готовность поддержать названные инициативы.
Фото: oblgazeta.ru
Транспорт России