← Коммерческий транспорт

Volvo Trucks. Аренда как услуга

Компания Volvo Trucks провела очередное заседание пресс-клуба, темой которого стало освещение вопросов аренды подвижного состава. Вопрос оказался заковыристым, и все же попробуем разобраться в перспективности этого направления.

Спикером, взявшимся донести до присутствующих суть вопроса, стал менеджер этого направления Аркадий Рождественский.
Так вот. Еще 5-7 лет назад никто и представить себе не мог, что на российском рынке может появиться альтернативное предложение по продаже коммерческой техники. Но время не стоит на месте. Что-то исчерпывает свои ресурсы, и тогда на рынке появляются новые продукты. Именно такой продукт три года назад и появился у Volvo Trucks - "Аренда от Volvo Trucks".
Для решения любой транспортной задачи компании прежде всего необходим подвижной состав. Это могут быть как обычные грузовики, так и автопоезда в различной их ипостаси. Приобретение подвижного состава может осуществляться как традиционным способом - покупкой техники в собственность, так и арендой ее на определенный период. Отдельной строкой идут компании, осуществляющие перевозку груза на условиях найма.
В этом материале рассмотрим лишь первые две составляющие: покупку и аренду подвижного состава. И вот почему. Во-первых, наём не подразумевает владение техникой. Во-вторых, это получение услуги по перевозке с передачей рисков за перевозку перевозчику. Наконец, индивидуальные перевозчики со старыми автомобилями оказывают некое влияние на рынок транспортных услуг, т. к. при сопоставимых затратах на топливо их себестоимость перевозок ниже, поскольку грузовики полностью амортизированы и нет капитальных затрат. А чем это порой оборачивается, думается, говорить нет надобности.
Финансовые тонкости
Итак, покупка.Это получение объекта имущества и управление всеми возникающими затратами, которые приходятся на данный объект имущества (налоги, страхование, расходные материалы и т. п.). Тогда как в случае аренды это просто ежемесячный платеж. При оплате заказчик получает транспортное средство со всеми уже решенными проблемами по вводу его в эксплуатацию. По факту любой договор аренды подразумевает, что за проплаченный период времени заказчик на этот же период времени получает в свое пользование грузовик.
На сегодня доля арендных грузовиков в общем объеме перевозок на российском рынке занимает порядка 1%, тогда как в Западной Европе этот показатель составляет 15%, в США - 20%.
При этом аренда весьма сильно привязана к состоянию экономики. Когда экономика стабильна (а еще лучше - находится на подъеме), когда заказчик весьма четко может прогнозировать денежный поток от получаемых ежедневно операций, он вполне может рассчитывать на аренду. И наоборот, при нестабильном состоянии экономики гораздо прагматичнее будет иметь транспортное средство в собственности, естественно, при наличии денежных средств.
Когда грузовик приобретается, в структуре компании появляется актив со всеми вытекающими последствиями: она может заложить этот актив, получив дополнительные средства, поручиться в каком-либо контракте. По факту это капитал компании, и он достаточно осязаем.
В случае с арендой у заказчика такая "осязаемость" отсутствует. Именно поэтому
с 2019 года вводится понятие "право на пользование имуществом". В соответствии с новыми международными стандартами финансовой отчетности, любые договорные отношения, которые подразумевают аренду, начинают иметь определенную ценность для фирмы.
Причем это касается как движимого, так и недвижимого имущества. Чем длиннее ваш контракт, тем больше ваше право на владение. Оно как бы капитализируется, увеличивая активы компании. При этом право на пользование имуществом, как правило, стоит дешевле самого имущества. К примеру, стоимость на право пользования тремя грузовиками сопоставима со стоимостью одного грузовика в собственности. Маленькая ремарка: все это справедливо для условий по долгосрочной аренде - от 12 месяцев и выше.
Что это дает на практике владельцу компании? Допустим, грубо, для участия в тендере на перевозку определенного объема груза по длительному контракту компании не хватает пяти машин. Если ранее арендованные машины не могли учитываться при подаче заявки, когда грузоотправитель требовал наличие собственного автопарка, то в будущем они пойдут в зачет компании на период сделки.
vl29118_2.jpg
Из существенных вещей также стоит отметить, что грузовик, находящийся в собственности компании, никоим образом не влияет на величину активов фирмы. Фирма может продать грузовик, и на ее счете окажутся денежные средства. И наоборот, имеющиеся денежные средства могут быть направлены на покупку нового грузовика. Валюта баланса остается неизменной. В случае привлечения заемных средств активы компании вырастают, но при этом обязательства фирмы растут пропорционально.
Логично встает вопрос: зачем тратить достаточно большие суммы денег, к примеру, на покупку нового грузовика, чтобы впоследствии на нем зарабатывать?
Аренда как раз и позволяет уйти от накачивания фирмы деньгами. Разговор может идти лишь о затратах, понесенных компанией за определенный период времени. Кстати, здесь будет уместна еще одна ремарка. Для корректности всех утверждений под компанией, претендующей на аренду, рассматривается фирма, которая имеет в собственности как движимое (может быть только прицепной состав), так и недвижимое имущество (офис, сервис, любой другой инфраструктурный объект). В любом случае предприятие, имеющее "гибридную" структуру подвижного состава, всегда будет иметь больший вес в сообществе.
При принятии решения о покупке нового грузовика всегда можно спрогнозировать, какие затраты будут понесены в деньгах сегодняшнего дня, для этого необходимо оценить затраты на приобретение грузовика, все затраты на его содержание в течение срока полезного использования, а также выручку от его продажи в конце срока полезного использования. Полученная сумма отражает приведенную стоимость владения грузовиком за срок полезного использования. Если приведенную стоимость владения заменить равномерными платежами, рассчитанными на основе стоимости заимствования для фирмы в течение срока полезного использования, то полученные платежи как раз и будут эквивалентными годовыми затратами. Этот термин довольно известный, применяется с середины 1960-х годов. Однако он позволяет оценить экономическую эффективность любого оборудования.
Дополнительно могут быть использованы и другие инструменты, такие как кратность замены. К примеру, что выгоднее в течение шести лет - использовать два грузовика по три года или три грузовика по два года? Это более детальный анализ. Солидные компании проводят и его. Все эти утверждения применимы для развитых стран. Почему же мы отстаем в технологиях и производстве? Довлеет сиюминутная выгода. После 10 лет эксплуатации оборудование приносит якобы только прибыль. Ни отставание в техническом прогрессе, ни скрытые издержки в расчет не принимаются.
Собственно, к чему все эти утверждения и выкладки? Только к одному. Что в данной конкретной ситуации выгодно перевозчику - иметь только собственный подвижной состав или дополнить парк арендными грузовиками? Почему логично иметь "гибридный" парк, уже было отмечено.
Так вот,
ключ к пониманию экономики аренды - эквивалентные годовые затраты (годовая стоимость владения активом в течение всей своей жизни).
Аренда привлекательна для пользователей, если арендная плата меньше их собственных эквивалентных годовых затрат на покупку и эксплуатацию оборудования. При этом эквивалентные годовые затраты определяются с учетом всех затрат на приобретение и содержание оборудования.
Аренда имеет смысл, когда пользователь нуждается в оборудовании на определенный срок, когда арендодатель лучше справляется с рисками устаревания активов или когда арендодатель может предложить техническое обслуживание на гораздо более выгодных условиях.
Фото: 5koleso.ru
Автопарк