Дальнобойщик — это жаргонное выражение, а новомодное название профессии - "truck driver", что означает профессионального водителя тяжелого магистрального грузовика, перевозящего грузы между регионами и странами. Для многих людей это не только работа, а целый образ жизни!
"Мой батя, дед и прадед сидели за баранкой, — рассказывает Андрей, дальневосточный дальнобойщик, — ещё в школе мое будущее было предначертано".
В эту профессию приходят по-разном: некоторых заставляет жизнь, некоторые идут за романтикой, кто-то видит в этом хороший заработок. Чтобы ответить на вопрос, как стать дальнобойщиком, надо понять, кто он такой?
"У меня есть знакомый, — продолжает Андрей, — который гоняет Владивосток-Якутск, Якутск-Москва и обратно. Так он по 8 месяцев дома не бывает, ничего, уже привык".
С одной стороны, дальние переезды - это романтика дороги, с другой, многим водителям уже надоели однотипные пейзажи. Тем более, часто маршрут привычный и проверенный.
Некоторые водители перевозят автомобили, другие работают с «ревкой». РЭВ - это огромная холодильная установка для перевозки скоропортящихся продуктов, существует ещё «будка», которая представляет собой «термос» или контейнер большого размера. Грузы очень дорогостоящие, профессия требует повышенной ответственности, внимания и сноровки.
Водители подсказывают, что нужно начинать с малого. Например, устроиться на автобазу, «там, конечно, платят намного меньше, но с чего-то стоит начать».
"Какие машины мне только не попадались, я с 12 лет за рулём, а с 19 — на дальних перевозках, — рассказывает Михаил, — сначала учебу забросил, потом влюбился в дорогу. Первые машины были плохие, могли сутки фуру к дороге готовить, перебирать".
"Опыт приходит с годами, — говорит Сергей, — и гайки надо уметь крутить. Мне в своё время дали бензовоз, который я три дня собирал, всю машину перебрал и поставил её на колёса".
Сегодня дальнобойщики вспоминают тот, хотя и тяжелый, но очень полезный опыт с большой благодарностью, ведь все, чему они тогда научились, не раз пригодилось во время дальних поездок.
Такая проверка на прочность в начале деятельности - это возможность доказать себе и другим, что ты хороший шофёр. По рассказам дальнобойщиков, с этого многие начинают. В дороге всякое может случиться, «а молодёжь без опыта не знает, что с машиной делать». Умение приходит с поломками и проблемами.
"Железо есть железо, может сломаться дома, а может — в дороге," — продолжает Сергей.
— Некоторые водители ремонтируются в 50-градусный мороз прямо в тайге, деваться некуда, а там медведи бродят и тигры.
Работа круглогодичная, но есть промежуток времени, когда перевозок меньше. Это январь, февраль и март. В этот период большое количество праздников и выходных, большинство учреждений стараются все заказать заранее. А вот в конце марта начинается «самый загруз».
Мы спросили, что лучше работать на себя или, как любят говорить дальнобойщики, «на барина»? Водители сошлись во мнении, что выгодней работать на себя, но тут же появляется большое количество подводных камней.
"Когда работаешь на транспортную компанию, ты меньше заморачиваешься, — объясняет дальнобойщик Евгений, — ремонт машины обеспечивает владелец, он заказывает новые запчасти, финансирует бензин, занимается поиском заказчиков и формированием клиентской базы".
"Фуру не сложно купить, — добавляет Михаил, — сложнее на неё работу найти и её содержать".
Действительно, таким огромным машинам нужен хороший уход, даже не каждый водитель со стажем может его обеспечить. Помимо этого есть и другие подводные камни, например, «драконовские» штрафы, непомерные налоги, а главное — ненавистный «Платон». Так что, в начале романтика, затем работа, а потом привычка.
Девушек на таких фурах мало, дальнобойщики их по пальцам могут пересчитать. Кто-то «катается» с мужем, помогает. Дорога, говорят, сближает.
Кто-то не видит другого заработка. Становится дурно, от того, на что готовы пойти женщины, чтобы стать водителем огромной фуры.
Дня начала нужно получить право управлять транспортными средствами категории «Е». Для этого необходимо иметь открытую категорию «С» и подтвержденный стаж вождения любого транспортного средства (категории «В» или «С»), сроком не менее одного года. То есть, если у вас открыта категория «С», необходимо либо иметь справку с места работы о том, что вы последний год работаете водителем, либо иметь собственный автомобиль, либо управлять автомобилем по доверенности.
Дальнобойщики говорят, что работа того стоит, правда, платят везде по-разному. Главное — найти правильную транспортную компанию или работодателя - хороший «барин» вас не обделит.
Широкой дороги, друзья!
Фото: Deita.ru