← Таможня и ВЭД

Как перевозчику взыскать убытки с отправителя, предоставившего недостоверные сведения о товаре

Практически каждый перевозчик знаком с административной ответственностью, возлагаемой ФТС России за предоставление последним недостоверных сведений о весе и объеме товара (часть 3 статья 16.1 КоАП РФ), со штрафными санкциями в размере 50 – 100 тысяч рублей.

Одной из основных причин возникновения данного вида ответственности является внесение недостоверных сведений в CMR-накладную отправителем груза.
Иногда отправитель признает свою ошибку и добровольно возмещает перевозчику убытки. Однако, если отправитель не согласен на добровольное возмещение убытков, вправе ли перевозчик требовать с отправителя груза уплату штрафа и иных расходов, связанных с наступлением административной ответственности (например, расходы на оплату погрузочно-разгрузочных работ, услуги хранения и пр.)?
В настоящей статье мы дадим ответ на данный вопрос со ссылкой на законодательство и судебную практику.
Штраф за предоставление недостоверных сведений о грузе, вне зависимости от наличия вины, накладывается на перевозчика, как на лицо, непосредственно предоставившее таможенному органу недостоверные сведения о товаре.
Однако, Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений определил, что «имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания».  Данную позицию таможенные органы достаточно часто цитируют в выносимых постановлениях по делам об административных правонарушениях.
Ввиду того, что отношения между отправителем и перевозчиком сложились при осуществлении международной автомобильной перевозки груза, следует обратиться к Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее – КДПГ).
В соответствии со ст.7 Конвенции, за все убытки, причиненные вследствие недостаточности и неточности указанных в накладной сведений, несет ответственность отправитель.
В силу ст.11 Конвенции, отправитель обязан предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
Проверка правильности и полноты этих документов не входит в обязанности перевозчика!
Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
Согласно ст.8 Конвенции, перевозчик не обязан проверять вес, объем товара!  
КДПГ четко определяет ответственность отправителя за предоставление перевозчику недостоверных данных о товаре.
Однако с единой правовой позицией по данному спору российские суды определились только в 2017 году. Более подробно об одном из таких дел мы рассказывали в нашем обзоре интересных проектов за 2017 год.
Признав приоритет норм КДПГ, как международного акта, суды пришли к выводу, что за убытки, причиненные перевозчику вследствие сообщения недостоверных сведений о весе и объеме груза, должен отвечать грузоотправитель, как лицо, предоставившее недостоверные сведения. При этом, к убыткам перевозчика суды стали относить и административный штраф, налагаемый таможенными органами, и расходы при проведении таможенного досмотра.
Таким образом, привлеченный к административной ответственности по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ перевозчик, вправе возложить свои убытки на отправителя товара, предоставившего ему недостоверные сведения о весе и объеме груза.
urvest