Зерно и деньги амурских фермеров будут искать на складах тамбовского элеватора
Версия для печати
Негативная ситуация, заложниками которой стала группа сельхозпроизводителей в Амурской области, вышла на новый уровень. Пострадавшие почти год судятся с руководством Тамбовского элеватора, пытаясь получить обратно почти 2,5 тысячи тонн своего зерна — пшеницы и сои.
Широкая огласка скандальной истории привлекла внимание Первого канала: в рамках собственного расследования на очередное судебное заседание приехали журналисты проекта «Человек и закон».
Пропавшее зерно
Разбирательства фермеров с руководителями Тамбовского элеватора получили огласку еще в прошлом году: аграрии сдали на хранение огромный объем урожая, но до сих пор не могут его вернуть. В результате группа амурских сельхозпроизводителей оказалась на грани разорения, всерьез опасаясь вынужденного банкротства своих предприятий.
В сложившейся ситуации фермеры открыто обвиняют три компании — ООО «Элеватор», ООО «Агрофирма «Амур», ИП Викулова Ю.А. Эти организации, хоть и зарегистрированы по разным юридическим адресам, фактически существуют на территории старого элеватора в селе Тамбовка. Руководителями фирм выступают одни и те же лица: Юлия Викулова и Михаил Корсаков.
Масштабы деятельности группы предприятий впечатляют: только открытые данные решений судов различных инстанций и исполнительных производств говорят об ущербе на сумму около 170 миллионов рублей. В списке пострадавших — не только хозяйства Приамурья, но и их коллеги из Томской области, Приморского и Алтайского краев. Львиная доля доказанных нарушений со стороны «Элеватора» и остальных — невозврат принятого на хранение зерна (сои и пшеницы).
При этом, как утверждают амурские фермеры, в предыдущие годы никаких проблем сотрудничества не было. Так, ООО «Соя» работало со своим сегодняшним оппонентом с 2012 года, и в течение почти четырех лет предприятие стабильно возвращало урожай.
Где наш урожай?
История с мистическим исчезновением зерна в Амурской области началась 16 августа 2016 года. Именно тогда фермерское хозяйство заключило с ООО «Элеватор» очередной договор на принятие, хранение, переработку, сушку и отгрузку урожая — до 31 декабря складское предприятие отвечало за 9 тысяч тонн пшеницы. В октябре 2016 года на склады предприятия по такой же процедуре поступило 1,7 тысячи тонн сои. Ценный груз составлял практически весь урожай, который собрали аграрии на своих полях. Часть имущества фермерам удалось получить обратно, за исключением почти 780 тонн пшеницы и 832 тонны сои — общая стоимость зерна превысила 23 миллиона рублей.
*Оба договора регламентировали передачу для временного хранения без права распоряжения и отчуждения на склад сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: Амурская область, село Тамбовка, ул. Трудовая, 18.
С марта 2017 года руководители «Элеватора» кормили сельхозпроизводителя туманными обещаниями о возврате зерна, но разрешение ситуации дальше слов так и не продвинулось. В мае и июне ООО «Соя» подготовило претензии в адрес хранителей урожая, а уже в августе глава пострадавшего предприятия Виктор Волобуев обратился в полицию. К октябрю 2017 года количество заявлений от обманутых амурских фермеров увеличилось до пяти. Всего же в масштабах страны о похожих имущественных конфликтах заявили 15 хозяйств.
В 2017 год мы вошли в очень тяжелом финансовом состоянии из-за потери этого зерна
ООО «Соя» едва не закрылось, невольно выступив кредитором своего бывшего партнера. Как утверждают фермеры, в ходе устных переговоров с «Элеватором» выяснилось, что пропавшее зерно руководители компании продали на сторону, а на вырученные деньги погасили часть корпоративных долгов.
«В 2017 год мы вошли в очень тяжелом финансовом состоянии из-за потери этого зерна. Если перевести наш ущерб на деньги, около 30 миллионов рублей убытков. Это был весь наш запас на посевную и уборочную кампании. На эти деньги мы должны были закупить ГСМ и запчасти для техники, заплатить налоги, выдавать зарплату людям. В итоге у нас едва не сорвалась посевная кампания. Удалось сохранить предприятие только благодаря сторонней помощи. «Дальневосточная нефтяная компания», к примеру — ее руководитель Владимир Иванович Липский давал нам ГСМ в долг под урожай. Мы договорились насчет покупки запчастей — нам их тоже продали в долг, под урожай. Благодаря этой помощи предприятие выжило. Но, поскольку люди, оказавшие нам содействие, сами берут деньги в долг, на нас в итоге легла кредитная нагрузка. Сейчас мы возвращаем займы с банковскими процентами» — Виктор Волобуев, директор ООО «Соя».
Долг платежом красен
По фактам обращений правоохранители возбуждали уголовные дела, но тут же их отменяли, сейчас ведутся доследственные проверки. По некоторым судебным тяжбам уже есть вердикты соответствующей инстанции — все в пользу истцов. Арбитражный суд Амурской области в октябре прошлого года постановил взыскать с ИП Викуловой 4,7 миллиона рублей за невозвращенный ячмень, который принадлежал крестьянско-фермерскому хозяйству «Полевое». В ноябре аналогичное решение вынесли в пользу ИП Пан — 2,6 миллиона рублей за пропавшую бесследно сою. Рассчитываться по долгам «Элеватор» не спешит, а на горизонте мелькают новые исполнительные листы — уже на более крупные суммы.
Арбитражный суд Еврейской автономной области рассмотрел иск от ООО «Юг Сибири». За невозвращенные с хранения чуть более тысячи тонн сои «Элеватор» и компания (ответчиком признали ИП Викулову) задолжали этому предприятию порядка 26,5 миллионов рублей. Томское ООО «Производственная компания «Рассвет» ждет решения Арбитражного суда Якутии. ИП Викулова не отгрузила этой фирме пшеницу, но успела взять предоплату — около 3 миллионов рублей. Амурский колхоз «Надежда» надеется выбить из «Элеватора» 1,6 миллиона: фермерам не вернули пшеницу. Пострадал даже китайский сельхозпроизводитель: ООО «Лао Чен» не дождался от «Элеватора» 514 тонн сои стоимостью чуть меньше 14 миллионов рублей. Сейчас предприниматель собирает документы для обращения в суд и полицию.
В списке сделок тамбовского квартета числятся не только «удачные» финансовые отношения с аграриями. Все четыре предприятия успели отличиться крупными банковскими долгами, а также не оплачивали счета за электричество, водоснабжение, техническое обслуживание автомобилей и средства для борьбы с сорняками.
Особняком в этой истории стоит Федеральная налоговая служба, которая тоже оказалась в списке кредиторов предприимчивой компании. В открытой картотеке арбитражных дел удалось найти сразу несколько свидетельств участия ООО «Элеватор» и ООО «Агрофирма Амур» в уклонении от уплаты НДС. Общая сумма ущерба бюджету превышает 20 миллионов рублей. Два решения о взыскании недоимок уже вступили в законную силу, еще два приостановлены. Но ни одну из компаний так и не привлекли к ответственности, хотя статью Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов» пока никто не отменил. В правоохранительные органы, в том числе и в региональное следственное управление Следственного комитета, уже направлены соответствующие заявления. О ситуации осведомлен и прокурор Амурской области. Тем не менее, дело пока не сдвинулось с мертвой точки.
Месяц за месяцем компании Тамбовского элеватора все глубже увязают в долгах. Уже три истца обратились в Арбитражный суд Амурской области с требованием признать ИП Викулову, ООО «Элеватор» и ООО «Агрофирма Амур» банкротами. Обращение АО «Солид Банк», подкрепленное доказательствами невозврата кредита признали обоснованным. После реструктуризации долга — свыше 45 миллионов рублей — в деятельности ИП Викуловой будет участвовать финансовый управляющий. Фактически это начало банкротства.
Екатеринбургское АО «Сталепромышленная компания» требует признать ООО «Элеватор» несостоятельным из-за неоплаченной поставки продукции стоимостью чуть больше 400 тысяч рублей. А областное управление ФНС России на основании 15-миллионной задолженности по налогам настаивает на банкротстве ООО «Агрофирма «Амур» — рассмотрение этого дела пока приостановлено.
Как вершится правосудие?
После того как амурские фермеры обнажили финансовую дыру в деятельности четырех тамбовских предприятий, ситуация привлекла внимание не только региональных, но и федеральных СМИ. Журналисты общественно-политической программы Первого канала «Человек и закон» проводят собственное расследование. Юристы правового центра телепрограммы подключились к защите прав сельхозпроизводителей — в частности, они представляют интересы ООО «Соя». Это дело, как и многие другие, сейчас рассматривается в Арбитражном суде Амурской области.
Очередное заседание назначено на середину апреля, но окончательный вердикт инстанции будет вынесен нескоро. Представители ответчика, отбиваясь от требований ООО «Соя», не стесняются затягивать процесс любыми способами — по мнению юристов, защищающих интересы истца, этого и следовало ожидать. В ход идут бесконечные замечания к оформлению документов фермерского хозяйства, вплоть до указаний на неправильное ведение бухгалтерского учета, ошибки в оформлении путевых листов и подделку товарно-транспортных накладных.
Чтобы доказать подлинность документов, истец заказал дорогостоящую экспертизу. В то же время юристы ответчика обратились к специалистам, которые составили опровергающее заключение. Проходной технический момент принял новый оборот: выяснилось, что один из исследователей, которые заявили о сфальсифицированных бумагах ООО «Соя» — давний знакомый представителя ООО «Элеватор». Ирина Разина, которая сейчас является юристом проблемной компании, в прошлом была следователем. По долгу службы она часто взаимодействовала с экспертом, который был в группе, исследовавшей бумаги фермерского хозяйства.
«Сложно говорить о том, проявился ли субъективный подход, или это обоснованное мнение экспертов. Каждый имеет право на мнение, и этого нельзя отрицать. Но ряд обстоятельств указывает на объективные сомнения в возможности принимать эту экспертизу. Возможно, необходимо назначить третью экспертизу. В данном случае, как мы считаем, заслуживает внимания тот факт, что представитель стороны ответчика в свое время находился в служебных взаимоотношениях с одним из экспертов. Я думаю, нужно было об этом сказать. Конечно, утверждать, что была заинтересованность эксперта на основании этого факта, мы не можем, но допустить это возможно. И суду это нужно было сказать — возможно, суд просто отвел бы этого эксперта, чтобы исключить вообще эти домыслы. Конечно, мы об этом не знали. Но юрист, который шесть лет проработал в отделе полиции бок о бок с этим экспертом — и не знать этого?» — Дмитрий Донцов, адвокат правового центра телепрограммы «Человек и закон».
Деталь из прошлой жизни Разиной разнообразила ведение судебного процесса, но завершение разбирательств из-за вновь всплывших фактов вновь откладывается. Как и бюрократические придирки к бумагам истца, все эти проволочки лишь на руку «Элеватору», уверены юристы.
Эти обстоятельства совершенно надуманные, они заявляются лишь для затягивания процесса
«Эти обстоятельства совершенно надуманные, они заявляются лишь для затягивания процесса. Дело рассматривается с августа 2017 года, по данному поводу <оформление документов> уже назначались две судебных экспертизы. Вместе с тем, есть составленные акты сверки, ответы на претензии, справки «Элеватора» за весь период хранения, где никто и никогда этих объемов пшеницы не отрицал. Выглядит так, будто ответчик намеренно уклоняется в бюрократию, указывая на формальные неточности в документах. Но это можно понять: в период уборочной страды, на самом деле, не до документов: важно как можно быстрее сделать работу. И человеческого фактора в этой ситуации тоже никто не исключает» — Дмитрий Донцов, адвокат правового центра телепрограммы «Человек и закон».
Интересен и тот факт, что ООО «Элеватор» по ходу разбирательства так и не предоставило со своей стороны бумаги, которые подтвердили бы возврат зерна фермерам. Представители тамбовской фирмы уверяют, что весь архив первичных документов у них изъяли сотрудники полиции на стадии доследственной проверки, и с тех пор не вернули. Многочисленные обращения в надзорные органы, по словам юриста Ирины Разиной, ни к чему не привели. Защитники ООО «Соя» не исключают, что эта проблема надумана: по официальным данным, у ответчика взяли лишь несколько журналов и пару договоров, которые касались конкретного конфликта.
«Сведения о якобы изъятии у «Элеватора» первичной документации заявляются представителями предприятия на протяжении восьми месяцев. Но, если бы это было так, я думаю, все эти документы полиция и прокуратура давным-давно бы скопировали и вернули. У нас есть процессуальные документы об изъятиях: нам их прислали — мы предоставили суду. Это пять весовых журналов и два договора хранения, содержание которых всем уже известно», — Дмитрий Донцов, адвокат правового центра телепрограммы «Человек и закон».
Противоречия на фоне
В беседе с корр. АСН24 директор компании-истца ООО «Соя» Виктор Волобуев сообщил, что ему видится непонятной, если не предвзятой, позиция уполномоченного по правам предпринимателей в Амурской области Оксаны Степановой. По мнению главы фермерского хозяйства, омбудсмен однозначно встала на сторону Тамбовского элеватора, даже не заслушав другую сторону вопроса.
«Было экстренное совещание, куда пригласили представителей ответчика, а нас туда даже не позвали. Поэтому мне непонятно: как можно позвать одну из сторон и сделать какие-то выводы, не выслушав другую сторону? Мы ведь не просим «Элеватор» отдать что-то, что принадлежит им. Мы лишь хотим получить назад наше имущество, наше зерно — пшеницу и сою. По сое у нас уже прошли все разбирательства — суд постановил вернуть нам нашу продукцию, около 832 тонн зерна. Каким-то чудом они вернули нам 100 тонн, а еще 732 тонны остались должны. Будут возвращать деньгами. По пшенице мы сейчас судимся — нам должны вернуть почти 780 тонн. Фактически, картина сейчас повторяется: что по ситуации с соей ответчик приводил определенные доводы, что сейчас в разбирательствах из-за пшеницы делает то же самое» — Виктор Волобуев.
Несмотря на сложное финансовое положение, сельхозпроизводителю удалось выстоять
Главным для руководства ООО «Соя» в 2017 году было сохранение предприятия и кадров. Несмотря на сложное финансовое положение, сельхозпроизводителю удалось выстоять. Проблемы не помешали ему продолжать и благотворительную деятельность. Группа амурских фермеров не скрывает, что активно выделяет деньги на остросоциальные нужды. В восьми населенных пунктах предприниматели спонсируют строительство дорог и деятельность местных домов культуры, следят за состоянием общественных бань и вкладываются в возведение новых. Кроме того, аграрии помогают детскому дому, и не собираются останавливаться на этом.
Просто цифры
С долгами, сумма которых приближается к рубежу в 200 миллионов рублей, группа компаний Тамбовского элеватора рано или поздно может прекратить свое существование. Впрочем, это и неудивительно, учитывая богатый послужной список Михаила Корсакова. Бизнесмен, который числится соучредителем четырех предприятий, за время своей активной деятельности успел открыть и ликвидировать 10 компаний в сфере сельского хозяйства. Эта информация опубликована в ЕГРЮЛ.
Выяснились и другие интересные факты. Так, владельцы элеватора с 2014 года ухитряются работать без лицензии на использование опасных производственных объектов. При этом сооружение, где картель развернула свое производство, находится в черте села Тамбовка, по соседству с жилыми домами. Склад сыпучей сельхозпродукции относится к III классу взрывоопасности промышленных объектов, и его размещение в черте населенного пункта потенциально несет большой риск.
Отсутствие разрешительных документов не помешало «Элеватору» и компании получить контракт на хранение зерна государственного интервенционного фонда. Партнером выступило АО «Объединенная зерновая корпорация».
Владельцы элеватора с 2014 года ухитряются работать без лицензии на использование опасных производственных объектов
Разбирательства с фермерами, кредитными организациями и налоговой службой для соучредителя «Элеватора» совпали с открытием новых фирм. Осенью 2017 года Корсаков зарегистрировал сразу три ООО, деятельность которых также ограничивается сельским хозяйством. На паях в создании новых фирм поучаствовал и еще один коммерсант Игорь Крестин — соучредитель и директор компании «Агрофирма «Амур», которая не заплатила налогов на 15 миллионов рублей.
Каким образом группа компаний Тамбовского элеватора до сих пор рискует играть в финансовую рулетку, пока остается загадкой. Пока сообщество амурских фермеров ждет справедливых решений суда и возврата своих денег, на протяжении восьми месяцев «Элеватор» и компания продолжают работать — и вряд ли их деятельность существенно улучшилась за прошедшее время. Во всяком случае, создание новых компаний одновременно с банкротством и ликвидацией старых намекает на то, что тамбовские бизнесмены серьезно набили руку в строительстве денежной карусели. А местным аграриям, вероятно, уже не на что надеяться, кроме широкой огласки в федеральных СМИ — быть может, хотя бы громкий резонанс заставит уполномоченные органы обратить внимание на глобальную проблему в маленьком селе.