Представители нескольких компаний, вывозящих отходы, обсудили проект территориальной схемы обращения с отходами в Новосибирской области. По их мнению, в нем есть ряд недочетов, которые нужно откорректировать до того, как документ получит юридическую силу.
Заниженные данные
Эксперты отметили, что в проекте занижены характеристики мусоровывозящих компаний: количество единиц техники и контейнеров. Это может повлиять, в частности, на количество рейсов, которые компании должны будут делать, чтобы вывезти мусор.
«Региональный оператор, объявляя конкурс на вывоз мусора, будет ориентироваться на эти заниженные данные», — заявила Новикова.
Кроме того, она указала, что из-за заниженных данных у мусоровывозящих компаний будет простаивать большое количество техники.
Директор компании «Арктика-сити» Александр Волков считает, что терсхема создавалась без изучения сложившейся ситуации в регионе. «Действующая терсхема была создана в 2016 год и уже тогда не отражала истинные объемы мусора», — заявил Волков.
По его словам, авторы проекта утверждают, что запрашивали у экспертов информацию об объемах мусора. Как отметил Волков, это не соответствует действительности: «Наша управляющая компания работает с четвертью городских отходов. У нас никто не запрашивал информацию».
Новикова подчеркнула, что если организация, победившая на торгах, не будет соблюдать указанные в документах условия, то ее могут лишить права работать на этой территории.
Отходы с частного сектора
С началом дачного сезона мусоровывозящие компании заключают договоры с новосибирскими дачными обществами, число которых составляет примерно 200 тыс. По словам Новиковой, с началом работы регоператора это право перейдет к нему. В таком случае Новикова не понимает: кто и на каких условиях будет вывозить мусор оттуда. «Никто не учитывает, что отходы с дачных обществ складывают в контейнеры разных объемов. Кто будет предоставлять эти контейнеры?», — задается вопросами руководитель производства «Службы коммунального сервиса» Руслана Новикова.
Волков также добавил, что в проекте нужно более детально прописать вывоз отходов с территории частных домовладений. Сегодня владельцы домов стараются не заключать договоры с мусоровывозящими компаниями, из-за чего последним приходится работать за низкую плату. «Собирается меньше половины денег от общего числа домов», — говорит Волков.
Действующий проект вывоза мусора был принят в 2016 году. По мнению игроков рынка, документ был принят в кратчайшие сроки для заключения «мусорной» концессии и не отражал сложившейся ситуации с отходами в Новосибирской области. Схема была актуализирована в начале текущего года, но этот вариант не утвержден до сих пор.
Согласно действующей терсхеме, мусоровозы должны свозить в места временного накопления отходы из отдаленных мест. Через неделю их будут вывозить на захоронение. Новикова заявила, что в проекте не указано: кто и на каких условиях будет это делать.
Проблемы на «больших дорогах»
Эксперты считают, что в случае принятия документа у них могут возникнуть и логистические трудности. Разработчики проекта разбили регион на семь кластеров, куда будут свозиться твердые коммунальные отходы (ТКО). В действующей терсхеме указано, что ТКО с территории Бердска будут свозить на мусоросортировочный комплекс на территории Плотниковского сельсовета. Однако в проекте актуализированной терсхемы говорится, что для нужд Бердска построят МСК неподалеку от города.
В Новосибирской области действует закон о тишине, запрещающий вывозить мусор ночью или рано утром, поэтому действующая терсхема позволяет вывозить отходы только с 7 до 23 часов. В это время улицы загружены другим транспортом, что приведет к увеличению сроков вывоза мусора.
«Как следствие, контейнерные площадки днем будут переполнены мусором»
, — указала Новикова.
Также она отметила, что, когда автомобили с мусором поедут по федеральным трассам, в рамках действия системы «Платон» водителям придется платить за движение по этим дорогам. Это может повлиять на стоимость перевозок.
Взгляд муниципала
Собравшиеся отметили, что в проекте нет правил приема производственных отходов V—IV классов, так как терсхема рассматривает только ТКО. Инженер МУП «Спецавтохозяйство» Бердска Елизавета Зырянова не знает, куда придется свозить такие отходы. «У каждого крупного предприятия имеются лимиты, утвержденные Росприроднадзором. Согласно им, промышленные отходы должны захораниваться на определенном полигоне, имеющем лицензию на это. Таким образом, эти отходы не могут быть завезены в другое место», — сказала Зырянова.
Она отметила, что завод, находящийся в определенном кластере должен будет утилизировать отходы только там, куда указывает терсхема. «И не важно, что в лицензии этого полигона отсутствуют те виды отходов, которые образуются у завода, а, возможно, и вовсе нет лицензии», — отмечает специалист.
Также Зырянова подчеркнула, что около Новосибирска много предприятий и частных домов, откуда на полигоны вывозится зола. «Она может стать источником возгорания отходов на полигонах временного накопления», — указала специалист.
По словам инженера «САХ», действующая терсхема гласит, что полигон в Бердске надо закрыть и начать его рекультивацию в 2020 году. На это требуется 300 млн руб. Таких денег, по словам Зярыновой, ни у предприятия, ни у города нет. «Мы не ожидали, что полигон решат закрыть так рано. Мы, конечно, планировали рекультивацию, но не раньше 2030-х гг.», — указала Зырянова.
При этом по проекту Советский район включен в зону ответственности бердского «САХ». «Конечно, это хорошо, что в актуализированной террсхеме полигон г. Бердска включен как объект для захоронения отходов и его эксплуатация будет осуществляться до полного его заполнения — отметила Зырянова. — Но у нас нет такого количества техники, так как объемы мусора вырастут вдвое».
Все против всех
В Новосибирской области примерно 250 организациям выданы лицензии на сбор, транспортировку и утилизацию мусора. И в действующую, и в актуализированную терсхему на данный момент включены только 14 новосибирских мусороперевозящих компаний.
«По мнению создателей терсхемы, если в нее на включен какой-либо субъект, то он не должен будет работать на данной территории. Это, в частности, касается мусоросортировки. Вполне возможно, что это будет касаться и транспортировщиков», — указал Волков.
По мнению участников встречи, документ может серьезно пошатнуть позиции региональных мусороперевозчиков. По словам Волкова, документ «делает попытку приравнять Новосибирск к Новосибирской области».
«Вывоз кубического метра отходов в Мошковском районе стоит 1250 руб. В Новосибирске — 200 руб. Терсхема усредняет эту сумму. Вопрос: кто за эти деньги будет вывозить мусор из сельских районов?», — недоумевает Волков.
«Нигде не обозначены точные данные по объему мусора. У нас никто не спрашивал. Если бы это сделали, то тогда можно было бы назвать приблизительное количество отходов. В законе говорится, что торги должны быть только электронными. На один кластер по 5-6 перевозчиков зайдет, и до нуля скинут цену. А потом работать не смогут», — отметил директор «Службы коммунального сервиса» Валерий Филиппов.
По итогам встречи руководители компаний решили отправить проекты поправок в схему на имя врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, а также в Заксобрание региона.
Фото: Greenpeace.org
РБК