Транспортные компании переводят на электронный документооборот.
Российские грузоперевозчики уже в 2018 году смогут оформлять накладные в электронной форме. Проект соответствующего постановления правительства подготовили в Минтрансе.
В ведомстве считают, что это позволит вывести рынок автомобильных перевозок из тени. По экспертным оценкам, большинство из них осуществляют индивидуальные предприниматели, причем с использованием «серых» схем. В Минтрансе рассчитывают, что постановление вступит в силу в IV квартале этого года.
«Применение электронной накладной даст возможность в автоматическом режиме через налоговые органы проверять соответствие заключенных договоров автоперевозок действующему законодательству и позволит исключить так называемые серые схемы. За счет этого государство сможет увеличить налоговые поступления», — сообщили в пресс-службе ведомства. Представители Минтранса и отрасли не смогли оценить потенциальный объем этих поступлений.
Вначале переход на электронный документооборот будет добровольным, а онлайн-накладную обещают принимать наравне с бумажной.
По истечении переходного периода цифровой документ станет обязательным для перевозчиков.
В Минтрансе не уточнили, сколько продлится переходный этап.
Это нужно, чтобы избежать нарушения правил транспортировки. К примеру, грузоотправители и посредники, у которых нет в собственности машин или права владения ими, зачастую неправомерно заключают договоры перевозки.
По словам представителей Минтранса, сейчас налоговые органы изучают декларации и отчеты компаний, занимающихся перевозкой грузов. Но камеральные проверки проводятся выборочно и очень редко. В министерстве не смогли оценить объем «серого» рынка грузовых перевозок. Основные его участники — физлица. По данным МВД, в России зарегистрировано около 6,4 млн единиц грузовой техники. Порядка 60% принадлежит индивидуальным предпринимателям (ИП). Многие покупают грузовой автомобиль «для себя», а затем осуществляют перевозки по заказам заинтересованных организаций.
По экспертным оценкам, 70-80% всех доставок грузов проходит по «серым» схемам.
Сейчас грузоотправители пользуются услугами ИП или транспортно-экспедиционных компаний — посредников, которые не уплачивают НДС. В таком случае налог можно вычесть из счета за перевозку.
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич считает, что введение онлайн-накладных — «очень сложный инфраструктурный проект». «Не должна возникнуть ситуация, при которой проект будет принят, а техническая реализация будет отложена на неопределенное время, — отметил Александр Лашкевич. —
Появляется много вопросов: к примеру, каким образом частники смогут получить цифровую печать (подпись) и за чей счет это будет происходить».
По данным исследовательской компании BusinesStat, за 2016 год выручка участников рынка автомобильных грузовых перевозок в России увеличилась на 7,9% и составила 853,7 млрд рублей. В 2017 году оборот — около 910,4 млрд рублей.
В других странах есть успешный опыт использования электронного документооборота в грузоперевозках. В начале прошлого года при поддержке Международного союза автотранспорта были выполнены первые поставки товаров с применением онлайн-накладной между Францией и Испанией.