Государства-члены ЕАЭС должны были разработать комплекс мер, направленных на создание единой системы транзита (ЕСТ) на территории союза, подготовить проект соответствующего международного соглашения им необходимо до истечения II квартала этого года. Но не смогли.
Страны не могут прийти к консенсусу, что неудивительно: Россия больше остальных заинтересована в том, чтобы товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, действительно следовали по её территории транзитом, а не оседали где-то на подозрительных овощебазах.
Вопрос транзита санкционной продукции тоже треплет нервы ФТС и другим российским ведомствам: остальные страны ЕАЭС не присоединялись к специальным экономическим мерам, введенным РФ, и потому ничего против европейской, американской и прочей продукции не имеют. Но такие товары могут дойти Казахстана или Киргизии только транзитом через Россию, и последняя стремится защитить свой рынок, а потому более строго и усердно подходит к соответствующему вопросу.
В декабре прошлого года ФТС разослала таможенным службам ЕАЭС предложения, включающие в себя принципы создания ЕСТ, а также план мероприятий по её созданию. Там же шла речь и о возможности транзита по территории ЕАЭС товаров, в отношении которых одним из государств – членов ЕАЭС введены специальные экономические меры. В целом страны союза согласились принять за основу подготовленные ФТС предложения, но дьявол кроется в деталях.
Одно из принципиальных разногласий заключается в применении навигационных пломб.
По мнению сторон, навигационные пломбы следует применять в отношении отдельных «санкционных» категорий товаров только при их перемещении по территории нескольких государств – членов ЕАЭС.
Вопрос применения единой системы транзита в целом остается нерешенным. Казахстан, Армения, Киргизия считают, что такая система должна применяться исключительно к тем товарам, в отношении которых одним из государств – членов ЕАЭС установлены специальные экономические меры. ФТС же говорит о необходимости применения такой системы вне зависимости от категории товаров.
ФТС запрос ПРОВЭД о применении навигационных пломб проигнорировала.
Участник одного из совещаний по соответствующему вопросу в Минэкономразвития рассказал о подробностях плана по внедрению пломб. По его словам, предполагается, что РТ-Инвест «Транспортные системы», оператор «Платона», будет оператором и новой системы.
«По крайней мере, на заседании присутствовали несколько представителей этой компании», − говорит он.
Ориентировочная стоимость пломбы – около 10 тыс. рублей, стоимость аренды пока не озвучена. Но если в парке 100 машин, то в качестве залога перевозчику предстоит оставить 1 млн рублей
, не считая того, что нужно будет отдавать за прокат устройств.
При этом в России действует система таможенного обеспечения транзита. Осуществляется она покупкой книжки МДП, заключением договора с «Арсеналом» или другой компанией, предоставляющей соответствующие гарантии. То есть если товары не доехали до места назначения или таможенная пошлина не уплачена, то гарантийная система их возмещает. Таким образом, с введением навигационных пломб речь идет о двойном контроле за транзитом товаров.
«Это имело бы смысл, если бы распространялось только на товары, в отношении которых введены запреты и ограничения, − говорит собеседник издания. − Наши партнеры по ЕАЭС справедливо возмущаются: «Если вы не хотите есть польские яблоки, то почему и мы должны от них отказываться?». Чтобы снять лишнюю напряженность внутри ЕАЭС, внедрение системы может быть оправдано. Но в Минэкономразвития заявили, мол, прямо указать, что система будет работать только в отношении определенной категории товаров, нельзя, поскольку тогда нас обвинят в нарушении принципов ВТО и в ограничении свободы передвижения товаров.
При этом какие риски мы несем сейчас, какие убытки от того, что подобной системы нет, не озвучивается. Минэкономразвития ссылается на то, что информация по транзиту товаров закрытая, что это история про национальные интересы, ущерб и прочее.
Но если средства, собранные через «Платон», предназначаются для ремонта дорог, то цель внедрения пломб не так понятна.
Таможенный транзит это никак не затрагивает, в части транспортного контроля, соблюдения разрешительных требований и безопасности дорожного движения это бесполезно, предотвратить поступление подсанкционных товаров на территорию России система не может. Зачем взимаются деньги – непонятно».
До 15 мая сторонам предложено направить в ФТС свои предложения для включения в проект международного соглашения, предусматривающего утверждение комплекса мер, направленных на создание ЕСТ.
При этом отступаться от идеи внедрить навигационные пломбы, несмотря на разногласия с другими членами ЕАЭС, в ФТС не намерены. В срок до 15 мая ГУОТОиТК поручено подготовить и доложить на имя замначальника ФТС Руслана Давыдова предложения по организации проведения эксперимента по мониторингу транзитных перевозок с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта с помощью навигационных пломб, а до 30 мая разработать проект соответствующего международного соглашения.