Российский рынок грузоперевозок показал рост по итогам прошлого года, несмотря на общеэкономические трудности в стране и давление со стороны государства. Еще более впечатляющим был рост продаж в разных сегментах коммерческого транспорта, и в первую очередь грузового.
ПЛЕЧО УКОРАЧИВАЕТСЯ
По данным Росстата, совокупный объем перевозки грузов всеми видами транспорта увеличился на 8,1 %, а автомобильным транспортом — на 10,3 %. Тенденцией стало сокращение расстояния перевозок: на рынке теперь доминируют перевозки «с коротким плечом», говорят эксперты.
Главным драйвером роста стало импортозамещение, которое позволило увеличить грузопотоки внутри страны. Отрасль смогла подстроиться под растущие потребности клиентов. Развитие интернет-торговли тоже явилось стимулом: интернет-магазины все активнее используют транспортные перевозки в качестве альтернативы традиционной почте. Эти тенденции помогли спасти рынок грузоперевозок от падения и помогли ему отчасти компенсировать удар, нанесенный «Платоном» и другими сдерживающими факторами. Среди таковых взаимные санкции, которые отрицательно сказались на международных грузоперевозках. Альтернативой дорожающим автоперевозкам становятся интермодальные перевозки из Европы в контейнерах.
Впрочем, проблемы сегодня испытывают не только российские компании: спад мировой экономики влияет на отрасль во всем мире. Например, в Китае цены на экспортные контейнерные перевозки за год снизились на треть. Но если на развитых рынках стоимость перевозок снижается, то российским компаниям в условиях падения рубля и роста собственных расходов приходится в лучшем случае сдерживать цены на прежнем уровне. Не всем это удается, так что небольшое подорожание на рынке все же произошло. В частности, на цены повлиял рост тарифов на авиаперевозки из-за банкротства «Трансаэро» (выросли на четверть), а также рост цен на железнодорожные перевозки в конце года (примерно на 10 %). Поднялись и цены на перевозки специальных грузов, например, в изотермических контейнерах.
В нынешнем году рынок столкнулся с новыми испытаниями. Издержек прибавила отмена с 1 января 2018 года федеральной льготы по налогу на движимое имущество, которая распространялась на грузоперевозчиков. В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу в связи с этим подсчитали, что за новые машины придется платить дополнительно 100–150 тысяч рублей налога. Некоторые регионы, правда, компенсировали грузоперевозчикам потерю федеральной льготы, но далеко не все. Впрочем, перерегистрация в регионы вряд ли станет следствием из-за бюрократических издержек. Кроме того, траты мало заметны на фоне платы за «Платон». Однако следствием отмены льготы может стать увеличение лизинговых платежей: компании, работающие в этой сфере, не исключали включения ставки в платеж. Нагрузку на бизнес увеличивают и поднявшиеся с января нынешнего года акцизы на топливо.
БЕЗ СКАЧКА
В сложных условиях на рынке логистики больше всего шансов на выживание оказалось у крупных компаний — тех, которые кроме перевозок смогут предложить клиентам широкий спектр услуг. В диапазоне от складского хранения, упаковки и страхования грузов до таможенного оформления и финансирования деятельности.
На рынок в перспективе повлияют изменения в режиме труда и отдыха водителей, установка на дорогах страны дополнительных пунктов весогабаритного контроля, введение утилизационного сбора. Грядущее разделение водителей на «любителей» и «профессионалов» тоже пойдет не «в плюс» по части издержек.
В результате суммы факторов эксперты предсказывают небольшой рост цен в секторе логистики. Впрочем, действительно серьезного скачка эксперты не ждут, оценивая предполагаемый рост цен в 6–7 %. В эту тенденцию вложится подорожание техники вследствие девальвации рубля. На рост цен может повлиять и подорожание «Платона». Сейчас сбор с грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам — 1,53 руб. за 1 км. Повысить его сначала предполагалось вдвое. Но премьер-министр Дмитрий Медведев после встречи с представителями дальнобойщиков решил повышать тариф только на 25 %, правительство на следующий же день поправило постановление. В итоге с 15 апреля тариф вырастет до 1,91 руб./км.
Повышение тарифа до указанной отметки повлияет на конечную стоимость товаров в пределах 1 %, что неощутимо для конечного потребителя, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на Росавтодор. Сборы в системе составляют только 3–6 % из общей структуры затрат на перевозку, а расходы на транспортировку не превышают 10 % в итоговой цене продукции, подсчитали в ведомстве.
СТАВКА НА ОБНОВЛЕНИЕ
Одна из главных составляющих нагрузки на бизнес, а также фактор подорожания на рынке логистики — рост затрат на поддержание стареющего парка машин. Из-за ухода с рынка большого количества частников и нелегальных игроков, которые не смогли продолжить деятельность в рамках прежней бизнес-модели, сформировался дефицит качественного подвижного состава. По причине более пристального внимания со стороны контролирующих органов тенденция «укрупнения» на рынке продолжилась: на смену мелким частникам стали активнее приходить большие игроки.
Так, доля физлиц среди владельцев легких коммерческих автомобилей за три кризисных года снизилась с 51 до 36 %.
А ведь крупный бизнес очевидно имеет больше возможностей обновлять свой парк.
В результате 2017-й принес заметный успех на рынке автопродаж. По мнению аналитиков, одной из главных причин стал отложенный спрос, ведь ранее компании медленно обновляли парк из-за кризиса. Однако рост нефтяных цен и относительная стабильность рубля помогли изменить ситуацию. Большую роль также сыграли меры господдержки, включая программы льготного лизинга. У некоторых автопроизводителей на них пришлось до 30 % продаж.
ЛЕГКИ НА ПРОДАЖЕ
Продажи в сегменте LCV полной массой до 3,5 т за год выросли на 17 %, достигнув 108 тыс. автомобилей, подсчитали в компании PwC. При этом наибольший прирост продаж показали зарубежные производители: Ford (+75 %), Citroen (+71 %), Peugeot (+53 %). Впрочем, российские марки по-прежнему доминируют: на долю ГАЗ, УАЗ и Lada приходится 72 %. Продажи лидера в этом сегменте, «Группы ГАЗ», увеличились на 14 % — до 47 800 машин. На первом месте семейство Next. Что касается УАЗа, то флагманом по продажам остается неубиваемая «буханка» в грузопассажирской версии УАЗ-3909 — 10 921 машин (+ 19 %).
У производителей в прошлом году появились новинки. Так, Ульяновский автозавод начал выпускать новую модель — «УАЗ Профи». В компании заявляли о планах занять в течение двух лет 40 % сегмента бюджетных LCV, потеснив семейство автомобилей «Газель Бизнес». В свою очередь «Группа ГАЗ» начала производство «Газель Next» полной массой 4,6 тонны, которая сможет перевозить 2,2 тонны грузов. На базе новинки будет создано большое количество модификаций спецтехники. Еще одной новой моделью стал среднетоннажный «Газон Next», призванный заполнить нишу, опустевшую после ухода с рынка ЗИЛа.
Рынок LCV мог бы расти и заметнее, но, как и в предшествующие периоды, его притормозили высокие кредитные ставки. А ведь доступность банковских кредитов особенно важна для предприятий малого и среднего бизнеса, которые являются основными потребителями коммерческих автомобилей легкового сегмента. По данным «Автостата», продажи LCV в феврале выросли на 9,3 % в годовом выражении, до 7,8 тыс. штук, за два месяца сегмент прибавил 10,6 %. На текущий момент парк LCV насчитывает более 4,1 млн машин (8 % всего автопарка страны). Средний возраст автомобиля — 14,1 года, а 45 % парка старше 15 лет. Доля иномарок самая высокая во всем коммерческом сегменте — 37 %, но лишь 22 % парка соответствует стандартам Евро-4 и выше. На дизеле работают 30 % автомобилей, 25 % всех машин сегмента находится на балансе юридических лиц.
НЕТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙ
Самые высокие темпы продаж, по сравнению с другими коммерческими сегментами, показали грузовики. В прошлом году в стране было продано 80 тыс. машин — на 50 % больше, чем годом ранее, следует из данных «Автостата». Рекордно вырос сегмент как среднетоннажных, так и крупнотоннажных грузовых автомобилей, а ведь в предыдущий год рост составил всего 5 %. И опять же наилучшие темпы показали иномарки. Например, Volvo Group сумела продать почти 6 тысяч грузовиков — в 3,5 раза больше, чем в 2016 году. В разы также выросли продажи у Scania, MAN, Mercedes-Benz, DAF. Отечественные компании по-прежнему сохраняют лидирующие позиции, хотя рост у них более скромен. Продажи КАМАЗа выросли на 30 %, особенно хорошие темпы были у седельных тягачей. ГАЗ показал прибавку в 7 %.
Что касается спроса, то активнее всего грузовики заказывали транспортные и логистические компании, в меньшей степени покупательную способность проявили строительные и нефтегазовые компании.
Эксперты связывают рост продаж как с отложенным спросом, так и с введением с января нынешнего года для производителей грузовиков норм Евро-5. В результате потребители стремились купить менее дорогую технику Евро-4.
На фоне восстановления роста продаж производители расширяли модельный ряд. В том числе и отечественные. КАМАЗ увеличил число моделей с кабинами Daimler. У «Группы ГАЗ», помимо среднетоннажного «Газон Next», появится внедорожник «Садко Next». Автозавод «Урал», в частности, разработал ряд новых моделей семейства «Урал Next». В нынешнем же году российский рынок грузовиков продолжил расти со впечатляющей динамикой. «Автостат», подводя итоги первых двух месяцев года, называл цифру 37,9 %.
На данный момент средне- и крупнотоннажные грузовики составляют в России более 7 % автопарка (3,7 млн штук). Две трети из них старше 15 лет, а средний возраст автомобиля приближается к 20 годам. 70 % парка приходится на машины отечественного производства, причем некоторые выпущены еще в советский период, стандартам Евро-4 и выше соответствует лишь одна из семи машин, 66 % оборудованы дизельным двигателем, 53 % парка принадлежит юрлицам.
ГОСУДАРСТВО СНИЖАЕТ ПОМОЩЬ
В этом году на продолжение роста продаж в указанных сегментах работает ряд факторов. В частности, оживление отраслей, связанных с грузоперевозками, — строительства, торговли и промышленности. Подтолкнуть спрос опять же может проведение Чемпионата мира по футболу.
В дальнейшем росту объема перевозок будет способствовать и реализация госпрограммы «Развитие транспортной системы», утвержденной в конце прошлого года, полагают в PwC. Кроме того, президент РФ Владимир Путин потребовал от правительства увеличить поддержку и предложить такую систему стимулов, которая сделает обновление парка транспортных средств максимально эффективным. Впрочем, вовсе не обязательно, что новые программы появятся быстро — в условиях усиления внешнего давления, ослабления рубля.
И даже наоборот: действующие программы, согласно утвержденному закону о бюджете, сокращены вдвое: на поддержку автопрома в этом году выделили 34,4 млрд руб. против 68,7 млрд руб. годом ранее. При этом финансирование программ льготного автокредитования и льготного лизинга, включая адресные, составит 16 млрд руб. против 27,5 млрд в 2016 году. По прогнозу лизинговой компании «Европлан», доля продаж коммерческого транспорта в лизинг по программам субсидирования составит чуть более 10 % против почти 30 % в 2017 году.
Власти собираются поэтапно сокращать программы стимулирования спроса, сконцентрировав к 2020 году господдержку на разработке перспективной техники, в том числе электромобилей, беспилотников и систем для них. Это следует из новой долгосрочной стратегии развития автопрома, разработанной Минпромторгом и Минэкономразвития.
Сокращение господдержки на руку иностранным производителям. Однако обратная сторона медали для них — мартовское повышение утилизационного сбора на автомобили.
Сейчас базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тыс. руб., для грузовиков и автобусов — 150 тыс. руб. (плюс коэффициенты, в зависимости от характеристик автомобиля).
В Минпромторге заявляют, что в среднем сбор вырастет на 15 %, а для некоторых категорий транспортных средств не изменится. Эта мера, по заявлениям властей, направлена на защиту окружающей среды, но участники рынка расценивают ее как ограничение импорта: для отечественных производителей сбор компенсирует государство. Локальные производители, имеющие соглашения о промсборке (или работающие в Калининградской области и на Дальнем Востоке), получают промышленные субсидии, сопоставимые с расходами по уплате сбора. По данным экспертов, сегмент импортных LCV пострадает сильнее других, что неизбежно приведет к повышению цен.
РОСТ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО
И все же аналитики и участники рынка настроены на рост в пределах 5–10. В частности, спрос на легкий коммерческий транспорт будет расти с оживлением сектора малого и среднего бизнеса. Снижение ставок по кредитам дает основания для оживления этого сектора экономики.
В PwC спрогнозировали рост в сегменте LCV на 12 % (121 тыс. штук) в нынешнем году. По оценке компании, продажи в этом сегменте в России будут расти как минимум до 2021 года — к этому сроку емкость сегмента достигнет 136 000 машин. Автоконцерны тоже верят в рынок, инвестируя в новые локальные проекты. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в апреле спрогнозировала рост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году на 10 %, до 1,75 млн штук, следует из сообщения ассоциации. Напомним, в январе АЕБ впервые за свою историю не смогла дать прогноз по российскому авторынку на 2018 год. В компании сообщили, что на это повлияла неопределенная ситуация с размером утилизационного сбора. Прогноз PwC по грузовым автомобилям — на 10 % (88 тыс. штук). По оценке «Автостата» — на 20 %.
В нынешнем году давление на рынок грузовиков будут оказывать неопределенность динамики цен на нефть и приостановка некоторых инвестиционных проектов в нефтегазовой, а также связанных с ней отраслях, предупреждала компания EY в своем отчете. «Процесс восстановления может стать более активным с учетом необходимости реализации ранее свернутых инвестиционных проектов, замены изношенной техники и закупки новой для удовлетворения отложенного спроса», — отметили эксперты.