← Топливо, масла и автохимия

Если вам за 50, значит, вы бензин. Как роботы поднимают цены на топливо в России

http://fedpress.ru

Стоимость бензина растет второй месяц. Сообщения из регионов об очередном удорожании топлива напоминают фронтовые сводки, причем наступление цен идет по всем фронтам. Чем закончится этот рост и можно ли его остановить?

Средняя цена на бензин марок АИ-92 и АИ-95 на российских АЗС за прошедшую рабочую неделю выросла на 63 копейки, сообщил Thomson Reuters Kortes. 92-й достиг знакового рубежа в 40 рублей за литр, АИ-95 добрался до 42,81. Сильнее всего обе марки подорожали в Центральном федеральном округе – сразу на 86 копеек. Летний дизель в целом по стране прибавил в цене 65 копеек до 42,86 рубля за литр.

«Такого роста, как за эти 2 месяца, у нас не было никогда прежде, розничные цены за два месяца выросли почти на 7%. Но при этом оптовые выросли на 30%»,

 - отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Войны роботов

Эксперты как раз и объясняют рост цен на АЗС попыткой угнаться за оптовыми ценами на топливо. Тем временем с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи пришла обнадеживающая новость, впервые за эту весну оптовая стоимость бензина начала стабилизироваться, сообщила газета Коммерсант. Некоторые марки даже чуть отыграли назад – АИ-92 подешевел на 1,4%, летнее дизтопливо — на 0,2%. А вот 95-й остался на прежнем уровне. Одна из причин стабилизации – новые правила торговли, Санкт-Петербургская биржа ограничила цену заявок: участники рынка теперь не могут подавать заявку с ценой более чем на 1% выше текущей рыночной.

«То что предложила биржа, это ограничение возможности использования так называемых «роботов» – автоматизированных систем закупки, – пояснил Евгений Аркуша. 

- Когда роботы начинают бороться между собой, рост цен может достигнуть и 1000 рублей за тонну. 

Эта борьба вызвана недостаточностью товара, тогда начинается ажиотажный спрос, а в борьбе, как известно, все средства хороши. Вчера роботы практически не играли, и мы даже увидели снижение цен».

Временная остановка

Однако одной небольшой остановки оптовых цен мало, чтобы в корне изменить ситуацию на российских заправках. Эксперты прогнозируют, что топливо на АЗС продолжит дорожать. «Сегодняшний уровень оптовых цен, к сожалению, выше, чем уровень розничных и если не уменьшатся оптовые цены, то рост розницы неизбежен, - считает Евгений Аркуша. - Задача нового правительства – принять меры экономического или регуляторного характера, чтобы снизить, подчеркиваю, не стабилизировать, а именно снизить оптовые цены».

«Действительно, в последнее время наблюдается некоторая стабилизация цен на бензины, однако вряд ли это новый тренд, - отмечает генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. 

- Глобально ситуация на рынке не улучшилась, бензина по-прежнему недостаточно, и ждать в таких условиях стабильных цен и тем более их снижения оснований нет».

По словам эксперта, отправлять за рубеж бензины и дизтопливо из России по-прежнему выгоднее, чем продавать их на внутреннем рынке. «В последние дни экспортный паритет для автобензина стабильно выше 60000 рублей за тонну, биржевые цены по-прежнему значительно ниже этого уровня. Во вторник Регуляр-92 производства Московского НПЗ стоил на бирже примерно 55500 рублей за тонну», - сообщил Турукалов.

Ручное управление?

Рвущиеся вверх цены на бензин, наконец-то, обратили на себя внимание властей. Депутаты от КПРФ решили направить запрос в профильные ведомства, чтобы прояснить ситуацию, а сами ведомства уже выступили с объяснениями о том, откуда взялись такие высокие цены. Центробанк связал подорожание бензина ситуацией на мировом рынке, пояснив, что рост цен лишь компенсируют прежнее отставание от повышения цен производителей.

«Нет такой прямой связи, что мировая цена растет, и потому растут и наши внутренние цены, - не соглашается Евгений Аркуша. - Хотя естественно рост мировых цен подталкивает нефтяные компании к обеспечению равнодоходности поставок на внутренний рынок и на внешний. Оптовые цены выросли на 30%, хотя ничего не изменилось в хозяйственной деятельности внутри страны – ни налоги, ни тарифы, ни логистика, ни себестоимость. Только желание нефтяников заработать на внутреннем рынке также, как они зарабатывают на экспорте».

Между тем от властей ждут конкретных мер. «Необходимы экономические шаги, не исключаю и ручного управления, - отмечает Евгений Аркуша. 

- Надо снизить налоговую нагрузку, в первую очередь снизить акциз, может увеличить экспортные пошлины. 

Если эти меры по снижению оптовых цен будут реализованы, то рост остановится, может даже снизится».

50 за литр?

Между тем некоторые эксперты считают, что уже к концу лета стоимость топлива на АЗС вырастет до 50 рублей за литр. И это даже не АИ-95, а 92-й бензин и дизель. В противном случае, нам может грозить дефицит топлива. Как же остановить этот рост?

«Остановить рост оптовых и розничных цен можно двумя способами, - считает Михаил Туркалов. - Либо значительным снижением акцизов, это предпочтительный вариант, либо введением заградительных экспортных пошлин

 – нежелательный вариант, который приведет к финансовым проблемам в сегменте нефтепереработки».

«Надо снизить оптовые цены, поскольку сейчас они практически сравнялись с розничными, а маржинальная доходность розничного бизнеса не может быть нулевой, надо же покрыть расходы, заплатить налоги, - поясняет Евгений Аркуша. - Чтобы остановить рост розницы оптовые цены должны понизиться минимум на 10%. По сегодняшнему уровню оптовых цен, к сожалению, розничные тоже должны еще вырасти».

Михаил Калмацкий