Не позднее 1 июля в России снизят акцизы на бензин и дизельное топливо. Об этом в среду сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Ранее акциз не только не собирались снижать — летом ожидалось повышение. Лайф выяснил, что ждёт цены на бензин.
Предложение о снижении акциза прямо противоречит политике Минфина. Именно это министерство осенью прошлого года настояло на необходимости повысить акциз на топливо в 2018–2020 годах. Минфин отстоял свою позицию, даже несмотря на жёсткую критику Минэнерго, нефтяников и всех участников топливного рынка. Повышение должно было произойти этим летом, но в правительстве передумали.
Как сообщил Дмитрий Козак, в понедельник было принято согласованное, консолидированное решение снизить акцизы на дизельное топливо на две тысячи рублей с тонны от действующей ставки. Акциз на бензин упадёт уже больше — на три тысячи. Это позволит стабилизировать ситуацию на рынке. Но стоит ли ждать снижения цен?
— Около 65% стоимости бензина составляют налоги и акцизы, — отмечает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. — Но при этом существуют и другие факторы влияния на конечную стоимость литра топлива. Это и сезонный спрос на нефтепродукты, и динамика мировых цен, и отраслевые издержки, и условия мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов в адрес независимых хозяйствующих субъектов. Планируемое снижение акцизов в теории должно привести к снижению стоимости топлива.
Скорее всего, это приведёт только к стабилизации цен, которые установятся ко времени реализации этого решения.
Впрочем, именно это сейчас и является главной задачей рынка топлива. Эксперты сходятся во мнении, что снижение акцизов хоть и не уменьшит цены на бензин в несколько раз, зато хотя бы приостановит их беспредельный рост. Ведь в последний месяц они росли чуть ли не каждый день. В результате многие автомобилисты даже стали переводить машины на ГБО (газовое оборудование).
Центробанк объяснял увеличение цен на бензин ростом нефтяных котировок, но это нелогично, ведь в 2014 году бензин дорожал по обратной причине, исходя из слов ЦБ РФ и Минфина. Специалист департамента аналитики компании "Аналитика онлайн" Николай Котов отмечает, что за ростом цен стоят монополисты. По его словам,
снижение акцизов — это единственная возможность правительства помешать монополии играть по своим правилам. В любом случае обольщаться не стоит, бензина по 20 рублей не будет.
— Мера логичная в условиях ситуации с рублём и ростом цен на нефть, — говорит исполнительный директор ICBF Максим Ефремов. — Это поможет немного приглушить начинающую разгоняться инфляцию и продолжить снижать ключевую ставку. Минфин настаивал на повышении акциза осенью, но с тех пор ситуация на нефтяном рынке и с бюджетом в России принципиально изменилась. Нефть сильно выросла, а рубль немного ослаб к доллару вопреки росту нефтяных котировок.
Это подняло рублёвую цену нефти до пяти тысяч за баррель и принесло в бюджет несколько сотен миллиардов рублей. В результате вместо планируемого дефицита в 1,33 трлн бюджет 2018 года может получить 200–300 млрд руб. профицита, который вполне покроет выпадающие из-за снижения акцизов доходы в 100 млрд. Поэтому с точки зрения поддержания ценовой стабильности это логичное решение.
Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров,
до конца года литр бензина АИ-95 вряд ли будет стоить дороже 45 рублей.
Это сопоставимо с ценами на сегодняшний день — сейчас они колеблются в районе 44–44,5 рубля. Таким образом, за счёт снижения акцизов удастся избежать инфляционного давления. Инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский считает, что цены на топливо до конца года вырастут на 1,5–2 рубля, а в краткосрочной перспективе могут увеличиться на рубль. Впрочем, рост цен возможен не ранее середины лета. Точнее, когда будут окончательно завершены посевные работы во всех регионах России.
Другое дело, как долго это снижение акцизов сможет сдерживать цены. Участники топливного рынка получат дополнительную прибыль без их повышения, но в условиях дефицита топлива в летний период в некоторых регионах цены на бензин и дизельное топливо вскоре всё равно поползут вверх и "съедят" акцизную "заначку".
По словам Максима Евремова, правительству надо подготовить что-нибудь ещё для пролонгации эффекта стабилизации топливных цен. Или ещё одно снижение акцизов, или что-то другое, что может выступить помощником в монетарной политике Центробанка.