← Таможня и ВЭД

Челябинскую таможню обвиняют в рейдерских захватах

continent.net

Арбитражный суд признал незаконными действия фискалов в конфликте с предпринимателем. Челябинскую таможню уличили в огромном количестве нарушений.

Фискалы, прикрываясь указом президента и постановлением правительства РФ о запрете на ввоз так называемой санкционной продукции, изъяли у предпринимателей крупную партию товаров, при этом не обеспечив ее сохранность. Владельцы были вынуждены незамедлительно обратиться в суд и потребовать принятия обеспечительных мер, что, как указывают собеседники издания в юридическим сообществе, помогло спасти товар от уничтожения. Между тем сотрудники подразделения УТУ настаивали на законности своих действий, хотя, как выяснилось в дальнейшем, допустили целый ряд грубых нарушений профильного законодательства. 

Арбитражный суд в итоге взял сторону предпринимателя, заставив вернуть товар и применив к таможне санкции в виде штрафа, однако не исключено, что проигравшая сторона попытается оспорить решение. Между тем знакомые с ходом дела собеседники издания подчеркивают, что никакой персональной ответственности сотрудники госслужбы не несут, все штрафы выплачиваются из бюджета, а практика немедленного уничтожения изъятых по каким-либо причинам товаров распространена повсеместно.

Арбитражный суд Челябинской области накануне вынес решение по делу об изъятии представителями таможни крупной партии товаров из магазина, принадлежащего местной предпринимательнице Ольге Скирде. Около 700 килограммов биологически-активных добавок к пище и белковых концентратов фискалы вывезли из торгового помещения с намерением уничтожить под предлогом санкций.

Конфликт предпринимателя с Челябинской таможней возник в августе 2017 года, когда в принадлежащий ей магазин спортивного питания «Олимп» без предварительного уведомления приехали сотрудники ведомства. По словам бизнесвумен, представленные на товар документы были проигнорированы с заявлением, что «все это «липа», а продукция – санкционная».

«Во второй половине дня пришли сотрудники таможни. Меня на тот момент в магазине не было. Пришли сразу в розничный магазин, без уведомления. Двое из них были сотрудники СОБРа – в форме и вооруженные. Напугали продавцов, сказали, что сейчас будут все описывать и уничтожать. В итоге забрали товара больше, чем на миллион рублей. Почти 700 килограммов», – говорит Ольга Скирда.

По словам юриста студии спортивного питания «Олимп» Григория Василькова, таможенников не интересовали товаросопроводительные документы, а объяснения работников не заслушивались. 

«Действия сотрудников при проведении осмотра напоминали рейдерский захват», – отмечает представитель компании. 

Поскольку беспристрастность фискалов вызвала сомнения, были предприняты экстренные меры по наложению на товар обеспечительных мер.

Стоит отметить, что сама Ольга Скирда не ведет никакой внешнеэкономической деятельности, а всю продукцию закупает исключительно на внутреннем рынке. Однако таможенников это обстоятельство не смущает. 

Руководство челябинской структуры говорит, что разбираться в обстоятельствах попадания сомнительной продукции на территорию РФ ему «не интересно».

«Существует указ президента РФ, постановление правительства РФ от 7 августа 2014 года №778, которым утвержден перечень товаров с указанием классификационных кодов, совокупностью признаков и страной происхождения этих товаров, ввоз которых на территорию РФ запрещен. Функция таможни – пресечь ввоз и реализацию санкционных товаров. Санкции в отношении запрещенного для ввоза на территорию Российской Федерации со стороны таможни простейшие – уничтожение товара. А уж кто там крайний, пока нам это не интересно. Мы не ищем субъекта правонарушения», – заявил представителям предпринимателя заместитель начальника челябинской таможни по экономической деятельности Станислав Васёв.

Юристы, специализирующиеся на спорах с таможенными органами, отмечают, что фискалы стремятся как можно быстрее уничтожить изъятый товар. 

Причина этого проста – у владельца исчезает возможность доказать, что его продукция не подпадает под требования «санкционных» указа и постановления.

«Уничтожение товара без тщательной его проверки таможенникам выгодно. В интересах таможни – как можно скорее уничтожить изъятую продукцию, чтобы у собственника не было возможности доказать, что товар санкционным не является. Для определения того, является ли товар санкционным, нужна как минимум подробная идентификация товара, которую ни таможня, ни Роспотребнадзор не проводят, ничего не доказывают, а просто изымают и уничтожают», – рассказал «Правде УрФО» управляющий партнер юридической компании «Лесников и Партнеры» Петр Лесников.

В ходе рассмотрения дела представители Челябинской таможни настаивали, что весь изъятый товар является специализированным питанием для спортсменов и входит в перечень санкционных товаров. Однако данные утверждения фискалы не смогли подтвердить документально. Между тем на этикетках и маркировках товаров, а также на сайтах производителей и конечного продавца присутствовали совершенно иные обозначения: биологически-активная добавка, белковый концентрат, пищевая добавка. Эти товары в список запрещенных к ввозу не входят.

При этом в ходе заседаний арбитража вскрылся целый перечень грубых нарушений законодательства, допущенных самими таможенниками. 

В частности, представители органа утверждали, что причиной появления в магазине сотрудников стала некая оперативно-розыскная информация, однако откуда именно она поступила, пояснить не смогли. При этом, как выяснилось, все функции, начиная с создания повода для осмотра и заканчивая передачей товара на ответхранение, оказались сосредоточены в одних руках.

«В материалы дела представлена докладная записка, составленная представителем таможни, на основании которой и проводился осмотр. Данный документ не является основанием для проведения таможенного контроля. За его содержание никто никакой ответственности не несет. При этом тот же сотрудник таможни, создав основание для проведения таможенного контроля, сам проводил осмотр помещения, сам принимал решение о том, что товар является санкционным, а затем он же и изымал товар. Он же помещал продукцию на ответственное хранение после изъятия у предпринимателя», – отметил Петр Лесников.

По словам собеседника агентства, были выявлены и другие нарушения со стороны таможенников, в частности, незаконное опечатывание магазина, манипуляции с проведением выездной проверки, несоответствие фактически изъятого товара с отраженным в документах. Были допущены и ошибки при идентификации вывезенной из магазина продукции. На вопрос в суде о том, где именно отражена идентификация товара, госслужащие предъявили приложение к акту таможенного осмотра, где были перечислены наименования товара и коды классификации по ТНВЭД ЕС без соотнесения данных кодов с наименованием товара, что категорически недопустимо при идентификации.

«Исходя из постановления правительства №778 от 7 августа 2014 года, которым руководствуется таможенный орган, идентификацией товара является сопоставление наименования товара, страны его происхождения с классификационным кодом ТНВЭД ЕС. Только если все три составляющих подпадают под санкционный список, товар таковым признается. В нашем случае таможенный орган перечислил товар и отдельно прописал пять кодов, без какого-либо соотнесения. А значит, об идентификации товара речь идти не может. При этом один из кодов, которые указывает таможня, вообще не входит в список санкционных товаров», – отметил юрист.

К прочему, как выяснилось позже, таможенники изъяли на 9 упаковок больше, чем официально зафиксировали в документах. 

Разница в денежном эквиваленте составила порядка 30 тыс. рублей. На суде сотрудник госоргана объяснила данное несовпадение «человеческим фактором». «Откуда взялся товар, который не зафиксирован в акте, у нас тоже большой вопрос. Действительно, в ходе назначенной судом процедуры исследования товара выяснилось, что его на 9 упаковок больше. Видимо, попали по ошибке. Человеческий фактор», – признала представитель таможни Наталья Аркан.

Как сообщили участвовавшие в заседаниях юристы, «апофеозом незаконных действий таможни стало необеспечение сохранности товаров». 

Изъятая продукция является товаром, требующим особых условий хранения. Однако БАДы и белковые концентраты хранились на полу неприспособленного помещения и были в итоге испорчены грызунами. Между тем Наталья Аркан в суде сообщила, что вины Челябинской таможни в несоблюдении обеспечения сохранности изъятых товаров нет, а в произошедшем, дословно, «видимо, виноваты крысы».

Как выяснилось в ходе рассмотрения дела, таможня заключила 2 договора с обществом «Челпи» на осуществление безвозмездного хранения товаров. Согласно информации, указанной на Публичной кадастровой карте официального сайта Росреестра, по адресу Челябинск, улица Барановичская, дом 13 складского помещения нет, а единственный существующий объект недвижимости является жилым домом. Кроме того, согласно пункту 1.2 представленного таможней договора аренды с «Челпи» от 15 февраля 2016 года срок аренды помещения составляет 11 месяцев. Соответственно, аренда несуществующего объекта недвижимости площадью 2000 квадратных метров истекла еще 15 января 2017 года, то есть задолго до изъятия товаров. К прочему, согласно выписке из ЕГРЮЛ, «Челпи» вообще не занимается деятельностью, связанной с хранением товаров.

По мнению Петра Лесникова, любое из выявленных нарушений само по себе является достаточным основанием для признания действий таможенного органа незаконными. 

В итоге арбитраж принял решение «признать незаконным действия Челябинской таможни по факту осмотра помещения (розничного магазина «Олимп»); признать нарушение сроков проведения осмотра помещения со стороны Челябинской таможни; признать незаконным опечатывание магазина; признать незаконным изъятие товара у предпринимателя; признать незаконными решения и акты Челябинской таможни». Кроме того, на Челябинскую таможню наложили судебный штраф за необеспечение сохранности так называемого «санкционного» товара. Продукцию обязали вернуть владельцу, а за часть, утраченную по вине фискалов, предприниматель вправе потребовать возмещение.

«Этот случай ярко демонстрирует, сколько нарушений допускается таможней при изъятии товаров под предлогом санкций. Сколько затем уничтожается фактически не относящегося к перечню, даже сложно представить. Впрочем, недавно глава ФТС Владимир Булавин сообщил, что в 2017 году его подчиненные обнаружили 40 тысяч тонн «санкционки», и 10 из них уничтожили. При этом подобные конфликты возникают повсеместно, во многих регионах. Сами таможенники никакой персональной ответственности, как правило, не несут, убытки возмещаются не из их кармана, а из бюджета, то есть, по сути, за счет нас с вами и тех же предпринимателей. Но я бы не исключал, что таможенники, несмотря на детальную доказанность нарушений, попытаются подать апелляцию», – заключил в беседе с изданием бывший сотрудник аппарата Уральского таможенного управления.

Богдан Будник