В городском суде Санкт-Петербурга слушается дело «оборотней с большой дороги». Они переодевались в полицейскую форму, останавливали и грабили дальнобойщиков. Почему дело слушается уже шесть лет и стало ли на дорогах спокойнее после того, как бандиты оказались за решеткой?
Городской суд Санкт-Петербурга. Дело банды, грабившей водителей-дальнобойщиков. Заседания проходят в закрытом режиме. Судьбу обвиняемых решает коллегия присяжных. Четверым из восьми фигурантов грозят серьезные сроки. Им вменяют грабеж, создание преступной группы и незаконное приобретение оружия.
Главарем группировки следствие считает Виталия Ковалева. Банду он организовал в 2008-м. Сейчас Ковалев отбывает срок в колонии строгого режима. Ему дали 17 лет. За организацию убийства ректора Университета сервиса и экономики Александра Викторова. Профессора застрелили шесть лет назад на пороге собственного дома.
Всего в деле о дальнобойщиках восемь эпизодов. География преступлений: Петербург, Ленинградская, Московская и Новгородская области. Преступники переодевались в форму полицейских. Тормозили большегрузы в безлюдных местах. Угрожая оружием, связывали водителей и охрану. Два основных эпизода — угон трех грузовиков с сигаретами на трассе Петербург — Москва. И машины с бытовой техникой в Новгородской области.
Владислав Беляков, корреспондент:
«Захваченные фуры перегоняли на стоянку, специально арендованную в Ленинградской области. Следы заметали очень тщательно. Чтобы машины нельзя было отследить по мобильникам водителей или спутниковой сигнализации, грабители использовали «глушилки». Они подавляли сигналы сотовой связи и GPS-навигации».
Продавали не только похищенный груз, но и сами машины. Общая сумма награбленного за четыре года — полмиллиарда рублей. Членов банды арестовали шесть лет назад. Но грабители на трассах встречаются до сих пор. Полгода назад в Воронежской области двое преступников вымогали у водителя крупную сумму.
Сергей Владимиров, председатель петербургского отделения Объединения перевозчиков России:
«Телефон сломали, поскольку он начал снимать. Вытащили из регистратора карту памяти — чтобы он не смог снимать. И у них была «глушилка», он не смог позвонить. Но тем не менее с него вытрясли, он по карте им перечислял 150 тысяч. Иначе бы они его там запрессовали».
Угнанные машины находят редко. Водителей чаще оставляют в живых. Но расстаться с жизнью дальнобойщики рискуют всегда.
Андрей Бажутин, дальнобойщик с 30-летним стажем:
«Пустынная дорога, днем меня попытался остановить легковой автомобиль. Сидя за рулем, я увидел, что люди с заднего сиденья вытащили руку с предметом, похожим на пистолет. Я, как все нормальные люди, испугался, объехал их, не давал себя обогнать. Через 10 километров был пост ГАИ, я знал, что он там существует. Я доехал до этого поста, остановился. Преследователи, которые были за мной, отстали».
Даже если водитель едет без остановок, это не гарантирует сохранность груза. Друг и коллега Алексея Радькова вез крупную партию оргтехники.
Алексей Радьков, дальнобойщик с 20-летним стажем:
«Ночью незаметно для него пристроились сзади люди на «Газели». На ходу умудрились открыть фуру и незаметно выгрузили часть товара. Водитель на это внимания не обратил, темно было. Груз так и не нашли. Все проблемы повесили как раз таки на водителя».
Дело банды грабителей передали в суд только в 2015-м, не хватало улик. Сейчас заслушивают показания свидетелей. А пока профессия дальнобойщика по-прежнему остается одной из самых опасных. По данным Ассоциации перевозчиков, в России каждый день пропадает не менее тридцати фур с грузом.