← Топливо, масла и автохимия

От 5% до 8%: российские АЗС недоливают бензин

выкса.рф

Времена, когда россиян бесконечно обвешивали в магазинах и на рынках, кажется, снова возвращаются. Только теперь речь идёт о недоливах на автозаправочных станциях.

Согласно данным Федерации автовладельцев России, три четверти АЗС грешат этим при заправке машин.

Проверка прошла в 13 регионах РФ. Естественно, такого рода исследование проводилось тайным образом, чтобы не привлекать излишнее внимание сотрудников АЗС и чтобы по заправкам и компаниям не распространилась информация о грядущей проверке. К недоливу относилась разница более 1% в объёме между купленным топливом и тем, что попало в бензобак.

Выяснилось, что мелкосетевые, а также частные АЗС льют в среднем на 5,66% горючки меньше, чем было оплачено по чеку. Максимальный недолив был зафиксирован на уровне 8%.

На заправках, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, недолив обнаружили в 20% случаях. Причём на заправках федеральных, а также крупных региональных сетей недолив был замечен в 81% случаев. Средний показатель оставленного АЗС себе топлива равнялся 4,97%, а на максимуме он превысил 19%.

Не всё так плохо

Как пояснил News.ru руководитель общественной организации «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий Курзанцев, их эксперты не фиксировали такого большого недолива, как было заявлено.

«Проверки (ФАР) были проведены на 34 заправках в 13 регионах России. По 2,5 заправки на регион. Делать выводы на основании проверенных двух заправок в регионе — я считаю, это неправильно. Москва, Московская область — около 2500 заправок, 2 заправки от этого количества. Это некорректное заявление», 

— отметил он.

По его словам, проблема в недоливе, конечно, существует, однако её масштабы намного скромнее. В основном недолив происходит на трассах. «С трёх литров, бывает, недоливают 600 гр, но в регионах такого дикого объёма недолива мы не встречали», — сказал он.

Со своей стороны, пресс-секретарь «Независимого топливного союза» также сообщил News.ru, что этой выборки АЗС недостаточно, чтобы делать подобные выводы.

«Вопрос о недоливе ставит другой — что же делает Ростехнадзор? Государство регулярно проверят и регулирует работу заправок, проверяя долив и качество топлива. Они ставят под сомнение работу Ростехнадзора? Это исследование вызывает некое недоумение», 

— признался он.

По его мнению, непонятна и сама методология, датчики в баках, поэтому эксперт считает необходимым сначала ознакомиться с техническим моментом исследования, прежде чем вообще делать какие-то выводы.

«Нынешнее положение у независимых АЗС очень непроста. После заморозки розничных цен они терпят убытки. В среднем на 1 л бензина убытки от трёх до шести рублей. Сейчас уже пошла тенденция на закрытие АЗС», — подытожил он.

Роспотребнадзор России не ответил на отправленный News.ru запрос.

Реальные проблемы

Между тем в ФАР подчеркнули, что в случае недолива бензина Аи-95 на 19%, купленного по 44,7 рубля за литр, его реальная стоимость возрастёт до 55,21 рубля.

Складывается впечатление, что проблема недолива топлива не сильно волнует автомобилистов. Современные и даже не очень машины оборудованы компьютерами, способными оценить, сколько топлива находится в бензобаке. И если возникают какие-то вопросы, то можно с ними обратиться в АЗС и оставить соответствующую запись в книге жалоб и предложений. После чего отправить запрос в Роспотребнадзор, описав ситуацию, в которой, по мнению клиента, были нарушены его права. Ведь почему автомобилист должен платить за воздух и таким образом поощрять мошенничества, возникающие при заправке автомобилей?

К слову сказать, ещё одним интересным моментом является ситуация, когда водитель заправляется, допустим, на 1000 рублей, а по чеку выходит сумма на 10–20 копеек меньше, и сдачу он при этом не получает. Продавцы в магазинах давно округлили цены даже не до 50 копеек, а до 1 рубля, и цену в 999,99 рубля можно увидеть только в сетевых магазинах, использующих маркетинговые ходы для привлечения покупателей. Поэтому за этими несчастными 10 копейками никто обращаться и не будет. Однако если пересчитать на количество посетителей АЗС в день, допустим, 1000 человек, и умножить на 30 дней в месяц, то получится 3000 рублей. Для кого-то это как раз сумма, расходуемая в месяц на бензин при нечастых поездках.

Немного прошлого

Кстати, интересным будет вспомнить и заправку не на стационарных АЗС, а на передвижных, которые были популярны в России в 90-х годах. Тогда никому и в голову не приходило, что это за бензин, откуда он взялся и сколько вам недольют топлива. Все смотрели на стоимость, которая была заметно меньше, чем на обычных заправках, да и заправлялся полный бак тогда за считанные секунды. Данные мобильные заправки сейчас можно встретить на постсоветском пространстве, и почему-то к ним у местного населения доверия даже больше.

Михаил Грачёв, финансовый консультант TeleTrade:

Систематический обман покупателей (в нашем случае автомобилистов) — это уже проблема не частных АЗС и крупных сетей, а прокуратуры и судебных органов. Ведь это, называя вещи своими именами, банальное мошенничество. Я плачу в кассу энную сумму денег за товар (автомобильное топливо), по факту получаю меньше или, иначе говоря, плачу больше. К огромному сожалению, ничего не меняется со времён советской торговли и «королев бензоколонок». И уж если проблема обрела такой масштаб, о котором сообщает ФАР, решать её надо на государственном уровне. Необходимых инструментов для этого, с большой долей вероятности, более чем достаточно — от административного до уголовного кодексов. Методики и технологии проверок также отработаны. Чего же не хватает, чтобы недобросовестных дельцов поставить на место? Наверное, всё-таки сигналов от пострадавших или контрольных проверок, аналогичных той, что провела ФАР. Недолив пол- или одного литра на 20-40 литрах заметить достаточно сложно. А при заправке грузовиков, особенно крупнотоннажных, которые враз могут взять до тонны и более топлива, речь может идти о десятках литров (к слову, грешат этим и в других европейских странах). Замерить совершенно точно и доказать недолив непросто. Да и устраивать разборки на АЗС по поводу недолива захочет (и станет) один из тысячи автолюбителей. Поэтому наиболее действенным способом бороться с этим злом — голосование рублём, когда мы выбираем заправку или сеть, к которой остаётся градус доверия. Насколько он будет велик — зависит от самих поставщиков топлива.

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра»:

Скорее всего, это общая проблема всех наших АЗС, но тут необходимо понимать, что часть АЗС, функционирующих на территории нашей страны, работают по франшизе, что лично мне не позволяет сделать однозначный вывод о том, что это проблема частного или крупного, сетевого бизнеса. Надо вести речь о том, что, наверное, в ФАР всё-таки правы, и как минимум в большинстве случаев, заправки по всей стране недоливают около 5% бензина — эта тема уже не нова. Но мы все, и я в том числе, как правило доверяем таким компаниям как «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть» или «Роснефть». Мы не стоим с измерительным прибором и не проводим так называемую контрольную закупку на АЗС. Поймать за руку тех, кто кому-то и где-то недолил бензина, лично я ещё не пытался, но сей факт меня не удивит. Хотя и в ЕС есть факты недоброкачественного обслуживания покупателей топлива, но у них, скорее всего, процент этих случаев меньше в «среднем показателе температуры по больнице». У них очень развит такой показатель как деловая репутация, и это следствие прямой рыночной конкуренции и борьбы за конечного покупателя. Развитие широкой инфраструктуры в таком бизнесе как НПЗ и АЗС в идеале должно привести к нормальным взаимоотношениям в части качества обслуживания и политики ценообразования на конечное топливо. Но у нас в эпоху становления развитого капитализма со всеми вытекающими из этого последствиями мы имеем дело с тем, что по факту и бензин уже стремится к ценам европейского союза, да и доливать его не всем доливают.

Мария Сальникова, ведущий аналитик «Эксперт плюс»:

Если официальная статистика свидетельствует о недоливе бензина на 76% АЗС в стране, то вопрос того проблема ли это частных АЗС или крупных сетевых не стоит. Практика приемлема, к сожалению, на всех станциях. Нередки случаи, когда при желании сфотографировать колонку работники болезненно это воспринимают и комментарии одни: «Фотографировать запрещено. Удаляйте снимки». Вот давайте и подумаем, почему существует такое внутреннее распоряжение не снимать счётчик, который фиксирует оплаченную вами сумму и литраж. Решения данной проблемы можно ждать только со стороны государственных органов с обязательным наложением штрафных санкций, ограничением на развитие, например. Рыба гниёт с головы. То есть коррупционные схемы, из-за которых компании позволяют себе подобные обманные шаги против населения, являются причиной наличия таких схем.

Михаил Измайлов