Столкнувшись с недоливом топлива, водителю остается только махнуть рукой, так как доказать факт мошенничества практически невозможно. Forbes выяснил, что советуют делать представители общественных организаций, защищающих права автомобилистов.
Снимая заправочный пистолет с колонки, водителю остается уповать на добросовестность сотрудников АЗС: обезопасить себя от недолива топлива практически невозможно, равно как и доказать его факт. Такого рода мошенничество набирает обороты в связи со скачком цен на топливо, об этом Forbes рассказали представители общественных организаций, защищающих права автомобилистов.
Тайный покупатель пойдет под суд
4 июня Федерация автовладельцев России (ФАР) опубликовала исследование 43 автозаправочных станций в 13 регионах России, выполненное в режиме «тайного покупателя». Активисты ФАР переоборудовали автомобиль: заправочная горловина была соединена не с бензобаком, а с пустой канистрой, спрятанной в багажнике. После заправки сравнивался фактический объем приобретенного топлива с заявленным.
Всего было проверено пять вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВНИК), 21 федеральная и региональная сеть и восемь мелкосетевых и частных АЗС. Выяснилось, что первые недоливают бензина в 20% случаях, вторые в 81%, а третьи — в 100% случаев. Максимальный зафиксированный недолив составил 19%, средний по всем заправкам — 5%, указано в документе.
В ответ «Независимый топливный союз» распространил заявление, в котором подверг сомнению случайность выборки и репрезентативность исследования, а также предупредил об ответственности по статье 128.1 Уголовного кодекса — «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении». «Мы попросили юристов оценить выводы ФАР с точки зрения подачи иска в суд», — говорится в заявлении.
«Методика исследования ФАР не является открытой; видно, что тесты проводились кустарным, а не сертифицированным способом, значит, погрешностей не избежать. Во время экспериментов в некоторых регионах стояла жаркая погода. Значит, при переливе топлива из канистры в мерник бензин мог интенсивно испаряться. Потери могли составить до 10%», — заявил Forbes пресс-секретарь «Независимого топливного союза» Сергей Бойко.
«Да, есть проблема недолива топлива, мы этого не отрицаем, — продолжил Бойко. — Но ее не нужно экстраполировать на весь рынок. ФАР проверила 8 частных АЗС в 13 регионах, и на основании этого они заявляют, что 100% частных заправок, которых в России около 11 000, не доливают топливо. Разве это статистически корректно?»
По словам председателя ФАР Сергея Канаева, организация и не скрывала того, что исследование было выполнено несертифицированным способом, однако в настоящее время методика исследования находится на аттестации Росстандарта:
«Конечно, это кустарный метод, потому что никакой сертифицированной методики для работы в режиме тайного покупателя пока не существует. Но давайте разберем заявление о 10% испарений — это просто ерунда. Вы только подумайте, если бы бензин так катастрофически испарялся, машины бы не ездили, а мы бы только и делали, что заправляли их».
«Федерация готова представить все данные по эксперименту хоть «Независимому топливному союзу», хоть еще кому. Если на нас хотят подать в суд, это нам только на руку. Но я не думаю, что это будет верным ходом с их стороны. Знаете, есть такая пословица: на воре и шапка горит», — заключил Канаев.
Махнуть рукой
Проблема недолива бензина выходит на повестку дня при каждом подорожании топлива, объясняет председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Вполне ожидаемо, мы сталкивались с этим раньше. Подскочили цены на бензин, сразу же активизировались мошенники, ведь АЗС стремятся сохранить доходы».
«Теоретически, доказать недолив на конкретной заправке возможно. Но на практике это займет так много времени, потребует столько усилий, что автомобилисты просто предпочитают махнуть рукой на это дело.
Подтверждается нашей практикой: ни разу к нам не обращались за помощью в такой ситуации. Просто в дальнейшем водители стараются не заезжать на заправку, где их обманули», — говорит он.
Схожего мнения придерживается председатель Коллегии правовой защиты автомобилистов Владимир Александров: «Недолив является частой проблемой, особенно это заметно, когда заправляешься на небольшую сумму. Способы поймать заправщиков за руку есть — можно наливать бензин в мерную емкость, а потом переливать в бак. Но это неудобно, да и небезопасно. В обычных условиях водителю остается только смириться с тем, что ему не долили бензина. Ведь точно определить, сколько топлива было в баке на момент начала заправки, невозможно. Конечно, можно написать жалобу, на государственной комиссии АЗС, конечно, отпустят столько бензина, сколько полагается».
Правозащитники отмечают, что необходимо разработать новые методы проверки АЗС и регулярно совершать контрольные закупки с помощью тайных покупателей. Возможно, получив несколько штрафов владельцы заправочных станций будут вести себя добросовестно.
В мае бензин подорожал на 5%. В Москве цена за литр АИ-95 достигла 45-47 рублей. Всего с начала года бензин подорожал на 1,5%. Чтобы сдержать дальнейший рост цен, правительство приняло решение снизить акцизы на бензин на 3 000 рублей за тонну и на 2 000 рублей за тонну дизельного топлива.