Жителей региона беспокоят новые угольные разрезы, каждодневно обрушивающие на окружающую среду пыль, взрывы и огромные отвалы породы.
К тому же остаются по-прежнему очень грязными старые металлургические и химические производства, тепловые электростанции. Требует срочного решения проблема утилизации мусора, рекультивация десятков и сотен тысяч гектаров кузбасской земли, в том числе в городах, занятых угольными отвалами и отвалами с золошлаковыми отходами и хвостами обогащения. Власти Кузбасса сегодня уделяют экологическим проблемам повышенное внимание.
Обязательная необязательность
Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев объявил, что промышленный рост в регионе должен проходить «с заботой о человеке», а в решение проблемы экологии следует инвестировать все больше средств. Но далеко не все промышленники в Кузбассе готовы следовать этим принципам.
На фоне экологических проблем, так сказать, глобального свойства, текущие выбросы и загрязнения от автомобилей могут показаться уже не такими существенными. Однако это не так. Основным потребителем автомобильного топлива и, соответственно, главным источником выбросов выхлопных газов в Кузбассе выступают не легковушки, а большегрузные карьерные самосвалы. Конечно, легковых автомобилей в Кузбассе уже сотни тысяч, а самосвалов на разрезах – всего лишь тысячи.
Но в данном случае имеет значение размер – каждый БелАЗ в буквальном и в переносном смысле стоит сотни легковых авто. Весит в сотни раз больше и перевозит в сотни раз больше. К сожалению, во столько же раз такая машина грязнее для окружающей среды, чем обычная легковушка. Это видно уже по потреблению топлива – в прошлом году в Кузбассе, по данным статистики, потребление автомобильного бензина составило 583 тыс. тонн, а дизельного топлива в два раза больше – 1,1 млн тонн. Такую разницу обеспечили как раз карьерные самосвалы с соответствующими выбросами.
Они же, помимо выхлопных газов, являются источником другого крупного загрязнения окружающей среды – речь об отработанных крупногабаритных шинах. Несколько тысяч каждый год по всему Кузбассу.
Эти шины, будучи изношенными, становятся источником загрязнения, ведь в их изготовлении используются каучук, сера, различные химикаты, металлы и синтетические материалы.
Государство установило обязательную их переработку, и угольщики должны ее обеспечить, согласно федеральным законам «Об отходах производства и потребления» (принят в 1998 году) и «Об охране окружающей среды» (2002). Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора в июле 2014 года, относит отработанные автомобильные шины к четвертому классу опасности. Однако, поскольку за утилизацию нужно платить, появляется соблазн обойти обязательность переработки.
Закопанная проблема
Сегодня на кузбасском рынке услуг по утилизации отработанных автошин можно найти уже много компаний. Только в Кемерове и в Новокузнецке их около 20. И большинство работает добросовестно, располагая необходимым оборудованием, транспортными средствами, подготовленными сотрудниками. В ходе переработки крупногабаритных шин такие предприятия получают полезные продукты – резиновые плиты, крошку, металлолом из корда (металлический обод, применяемый для армирования конструкции или материала. – Прим. ред.) и др. Но, как говорится, случаются и «белые вороны». И вреда от них гораздо больше, чем от обычных ворон.
Поскольку отрасль по переработке шин сформировалась сравнительно недавно, ее участники знают друг друга хорошо и довольно быстро входят в курс дел – что происходит на самом деле. Пару лет назад именно так стало известно, что одна из крупных угольных компаний Кузбасса буквально «сдала» большой тендер на вывоз и переработку крупногабаритных шин никому не известной и не располагающей мощностями барнаульской фирме «Авангард-С» со стоимостью утилизации всего в 2 млн 680 тыс. рублей за 3 тыс. тонн шин. Это каких-то 893 рубля за 1 тонну, тогда как только вывоз одной шины весом до трех тонн стоит более 1 тыс. рублей. Ясно было, что никакой переработки такой контракт не предусматривал, а шины на деле просто «прятались» в отвалах угольных разрезов. Кстати, после этого барнаульский «переработчик» благополучно самоликвидировался как юридическое лицо. Вероятно, как сыгравший свою роль.
К сожалению, недобросовестный подход к работе в сфере утилизации крупногабаритных шин в Кузбассе продолжает иметь место. На днях представителям отрасли стало известно, что две крупные компании из Кемерова, добывающие уголь на разрезах в Прокопьевском районе, вместо реальной переработки прибегли к нехитрой и дешевой уловке – просто «купили» справки для Росприроднадзора.
Всего за пару тысяч рублей они получили документальное подтверждение, что сотни тонн вредных для окружающей среды материалов были переработаны. Что с ними произошло на самом деле, можно только предполагать.
Скорее всего, как бывает нередко, шины были закопаны в очередном отвале, чтобы стать источником загрязнения для будущих поколений.
А с готовностью «продали» справки три переработчика – из Калтана, Новокузнецка и Кемерова. Все три имеют в названиях непременные указания на «экологический» характер своей деятельности, на переработку и утилизацию. И, судя по данным отчетности, это вполне сложившиеся работающие предприятия с реальными оборотами.
Значит, могут себе позволить на самом деле переработать полученные от угольщиков изношенные крупногабаритные шины. Но не стали этого делать. А вместе с угольщиками дискредитировали саму идею ответственного отношения к окружающей среде и к своим землякам.
30 тысяч тонн отработанных шин
Между тем в начале июня на форуме «Уголь и майнинг» в Новокузнецке врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев лично присутствовал на заседании экспертного совета «Укрепление безопасности кузбассовцев», работающем над подготовкой Стратегии развития региона до 2035 года, придав тем самым особое значение экологической политике властей региона. Именно экологические проблемы и их решение обсуждались на заседании совета как ключевой фактор укрепления безопасности жителей региона.
Среди представленных совету проектов были экомониторинг состояния воздуха в городах, очистка сточных вод и переработка шин как самые актуальные для Кузбасса. Поскольку, как было представлено на заседании,
при 20 тысячах тонн ежегодного «производства» изношенных автошин в регионе перерабатывается всего три тысячи тонн, или скромные 15%.
А 30 тысяч тонн накоплено в отвалах. И, если вместо реальной переработки покупать и продавать справки, изношенных шин в отвалах будет еще больше.
Такие вопиющие случаи грубых нарушений законодательства, фальсификации документов могут и должны отслеживать надзорные органы. В первую очередь управление Росприроднадзора. Тем более что догадаться о фальсификации справок от так называемых «переработчиков» и отсутствии какой-то утилизации не так уж сложно. Ведь выдавшие справки о «переработке» компании должны обладать специально подготовленными промышленными мощностями с оборудованными площадками для складирования (крупногабаритные шины имеют огромные размеры и вес, занимают очень много места) и технологическим оборудованием.
И проверять такое соответствие следует еще на стадии заключения договоров на утилизацию между угольщиками и переработчиками. Оценивать, какой выбор переработчика и почему делают угольные компании. Сразу же станет ясно, что компании, у которых, по данным открытой отчетности, основных средств на 7-8, максимум 15-20 млн рублей, а годовая выручка – 15-20 млн (а в одном случае всего 2 млн рублей), не могут организовать никакой реальной переработки. Утилизация автомобильных шин – доступная для предпринимателей деятельность, но не настолько дешевая и простая. Это нетрудно увидеть из предложений поставщиков оборудования. Такие есть и в Кузбассе. И из того, что они предлагают, понятно, что, как бы ни была такая деятельность доступна, покупка даже одной единицы оборудования, скажем, гидравлических ножниц для разрезания шин, обойдется в 5-6 млн рублей. А нужны ведь не только ножницы. Полный комплект оборудования по переработке шин обойдется уже в 35-65 млн рублей или даже в 130 млн рублей в зависимости от глубины переработки. И это не считая затрат на содержание производственной площадки, зарплату сотрудникам и налоги.
Опасная тенденция
Очевидно, что серьезный настоящий переработчик не будет предлагать угольщикам низкую цену утилизации, ведь затраты на нее составляют несколько тысяч рублей на каждую изношенную крупногабаритную шину в зависимости от размера и веса. На эти затраты влияют и характер вторсырья, и место, откуда его придется доставлять на перерабатывающее предприятие. Ведь доставка таких грузов – специальная транспортная операция (не холодильник в коробке ведь везти), требующая и соответствующие автомобили для перевозки, и полноценные грузовые краны для погрузки/разгрузки. Обычным автоманипулятором тут не обойтись. Наличие таких возможностей у переработчика (или приглашение им квалифицированного подрядчика) тоже легко проверяется по документам.
На фоне подобных естественных экономических требований к нормальному переработчику что реально может сделать, например, фирмочка из Калтана некоего Геннадия Родионова? Уставной капитал которой 70 тыс. рублей, последняя раскрытая отчетностью выручка – 2,8 млн рублей. И при таком обороте получено три миллиона рублей чистых убытков. Не считая убытков прошлых лет. Их тоже хватает. От подобных фирм, вероятно, многого ждать сложно, разве что справку за пару тысяч.
По мнению экспертов, количество подобных «переработчиков» в области уже подбирается к десяти, а это уже опасная тенденция.
Без контроля и надзора постоянно будет открыта возможность для недобросовестных фирм, которые ничего на деле не будут вывозить и перерабатывать, а будут просто продавать угольщикам копеечные справки – фиктивное подтверждение проведенной утилизации. Для Кузбасса такой сценарий категорически неприемлем. Регион и так переполнен отходами производства и быта. И государственным надзорным органам следует пристально отслеживать все договоры между угольными компаниями на утилизацию изношенных крупногабаритных шин. Это полностью соответствует курсу нынешнего руководства Кемеровской области на решение насущных экологических проблем, на развитие «с заботой о человеке».