Берут ли взятки европейские транспортники? Почему немецких водителей стараются не отправлять в Россию? Что случится с дальнобойщиком, приехавшим в Европу на грязной машине? На эти и другие вопросы отвечает водитель-международник из Литвы.
Автор канала «Категория Е» - дальнобойщик, который не прочь поболтать по рации со своими коллегами. Очередным его собеседником стал водитель из Литвы, который рассказал много интересного о работе в Евросоюзе и странах СНГ.
- Если не секрет, сколько вам платят?
- Не скажу, что много. Всё зависит от того, куда ездишь. Чем дальше, тем больше получаешь.
- И сколько наматываете?
- Много. Бывает, что за 2 недели 12-13 тысяч километров проезжаешь. Так за месяц можно около полутора тысяч евро заработать.
- Говорят, что средняя зарплата дальнобойщика в Европе как раз такая – полторы тысячи евро.
- Да. В Германии побольше будет,
- Намного больше? 2000, 2500?
- Всё зависит от маршрутов и от груза, который возишь. Некоторые и 4000 получают.
- 1500 хватает по вашим, литовским ценам на жизнь среднего семьянина?
- Только на жизнь и хватает. Без еды не останешься, но откладывать уже не получится.
- Ты, наверное, по режиму ездишь?
- Не, какой там режим. По режиму если ездить, то вообще ничего не заработаешь.
- А транспортники? Они же любят останавливать иностранные номера.
- Любят, но здесь же не Европа, тут всё решаемо.
- Отношение к нашим гражданам какое у вас, в Литве?
- Вполне нормальное. Молодежь, правда, русский язык уже почти не знает. А те кто жил при Советском Союзе – все хорошо по-русски разговаривают.
- Уровень жизни у вас повыше?
- Не знаю. В России в больших городах люди вполне прилично живут. Но если в глубинку заедешь, там хуже гораздо…
- Мигрантов у вас много?
- Да, очень много с Украины. Водителей, наверное, 50% уже с Украины и с Беларуси.
- А платят вам и мигрантам одинаково?
- Да. Поэтому белорусы, которые работают у нас, очень довольны. Для них это большие деньги, а для нас - не ахти.
Многие литовцы сейчас работают в Европе. Там заработки более-менее приличные, катаешься только по автобанам, работаешь строго по графику. Отработал 9 часов – и пошел спать.
- По расходу топлива ставят какие-то рамки?
- Ничего не ставят. Сколько влил, сколько сжег – это меня не волнует. Но я слышал что в других фирмах за расходом следят, могут оштрафовать.
- Без опыта у вас реально устроиться? Как сам начинал?
- Без опыта плохо берут, нет времени людей обучать. Мы возим цветы, товар скоропортящийся, все заточено на скорость. Поэтому даже ездим вдвоем, с напарником - один спит, второй рулит.
Люди без опыта сами где-то договариваются о стажировках, катаются на тентах - как-то получают минимальный "накат".
- А в Казахстане как? Не докапываются? Как там относятся?
- Там всё хорошо, по всей стране спокойно катаемся. Отношение замечательное.
- Штраф за ремень в Литве большой?
- Не помню, 30 или 40 евро…
- У вас культура вождения в целом выше, чем у нас?
- Да, мы в России иногда обалдеваем. У нас покультурнее… но здесь испокон веков уже так.
- Работодатели штрафуют за нарушения?
- Нет.
- С бандитами нашими российскими сталкивался? Докапывались где-нибудь?
- Сталкивался. В Новосибирске платили, карту клиента постоянного имеем.
- И сколько платите?
- Не помню. Тысяча или полторы. Как-то с Красноярска возвращались и на заправке подошли ребята. Общались культурно…
- Карточка клиента – в смысле, их визитка? Чтобы проблем не было?
- Да.
- А где еще у нас в регионах докапываются?
- До нас больше нигде не докапывались, но по рации часто слышим об этом в разных регионах. Даже в Московской области слышали.
- А в Европе такого нет?
- Что ты, нет конечно… там посадят за три секунды, даже пикнуть не успеешь. Если ты попытаешься кому-то в Европе объяснить, что такие вещи в России происходят, то, наверное, даже слов не подберешь. Тебя не поймут просто.
Я разговаривал с одним немцем. У них фуры ездят в Москву, но в такие рейсы отправляют мигрантов, казахов. Немца в Москву могут отправить, только если он в чем-то сильно провинился, это наказание такое будет. Для него все эти границы, очереди – это дикое что-то. В Европе же границ нет, и тем более очередей.
- Водительская солидарность в Европе развита? Помогают, если что-то случается?
- Европейские водители таких вещей не понимают. Если, например, у кого-то «выстрелит» колесо на автобане, никто ему не станет помогать. Ему и колесо менять на обочине никто не позволит! В таких случаях выставляют предупредительный знак и вызывают специальную службу, которая приедет и всё починит, а если поломка серьёзная, то увезёт грузовик на эвакуаторе. Мой знакомый работал в немецкой фирме, он туда пришел и обалдел – в машине не было ни запасок, ни отверток, ничего. Даже лампочку самому менять нельзя, всё обслуживание – на специальных базах.
- Вы в Европе платите за дороги?
- Конечно. Да мы и здесь платим. В Европе расценки разные: в Голландии – суточные, в других странах – платишь за километры…
- Платные стоянки у вас сколько стоят?
- Литва маленькая, у нас они не нужны особо. Даже те, кто транзитом едет, проезжают страну часа за 3. Я очень редко стоянками пользуюсь… кажется, евро 10 они стоят за ночь. Кое-где в эти 10 евро входит еда: завтрак, кофе.
- А какой вообще в Европе средний чек обеда или ужина?
- Смотря что есть. Мы с напарником за двоих платим около 10 евро, 600 рублей – что в России, что в Европе. В центральной Европе разве что немного дороже, но в целом примерно одинаково, что там, что тут.
- Тебя не напрягает твоя работа?
- Не знаю. Накатывает моментами.
- Когда последний раз в отпуске отдыхал?
- Нормально? Честно говоря, уже и не помню.
- Расскажи о штрафах. У нас, говоришь, ерунда, в Европе строго, а в Беларуси - что-то среднее?
- В Беларуси контроль серьезнее. Там и штрафы другие совсем, больше чем у вас, в России. Могут и до тысячи евро доходить. А Литва – там уже всё совсем серьезно, как в Европе.
- То есть если в Литву приедешь, то не стоит даже пытаться договориться с транспортниками?
- Ну, во-первых, на кого попадешь, а во-вторых, ты приезжий, с тобой может еще и поговорят. С нами точно разговаривать никто не будет.
- А как в Казахстане?
- Казахстанские к нам вообще не лезут. Шайбы и чипы там сейчас проверяют менты, транспортники только за весом следят. А еще там всё купить, по-моему, можно. Причем за пару евриков.
- Вон, машина с ксеноном проехала. У вас такого нет, наверное? Строго следят?
- Да, у нас с ксеноном даже техосмотр не пройдешь. Да и на дорогах проверяют. Если остановят и найдут ксенон, то могут аннулировать техосмотр – придется заново проходить.
- А как насчёт тонировки стёкол?
- Уже давно запрещена на передних стёклах.
- Штрафы высокие?
- У нас за всё штрафы высокие.
- Отношение к вашим гаишникам в народе какое?
- Нормальное вполне. Они не «беспределят», нормально себя ведут. Раньше всё было как у вас – брали взятки… я думал, не получится искоренить. Но нет, получилось.
Дорожная полиция у нас как в Европе. Была у меня в Голландии проблема, влез в такое место, что обратно выехать не мог. Приехали полицейские, помогли выбраться, вывели на автобан. Привезли откуда-то воды, чтобы я мог почистить колеса и не испачкал дорогу. Они реально заинтересованы в том, чтобы на дорогах был порядок.
- То есть твоя полиция тебя бережет?
- Именно так.
- Уровень жизни до и после присоединения к ЕС изменился?
- Нет, особо нет. Всё очень подорожало. Цены постоянно растут, а зарплаты остались те же, какие были 10 лет назад.
- Санкции вводят всякие разные, но товарооборот между странами идёт.
- Конечно, идёт. Польские яблоки как возили в Россию, так и возим – только теперь с других стран, типа. Молочку с Литвы возить перестали… её 70% шло в Россию. Я не любитель политики, сильно в это всё не вникаю, у меня и так головной боли хватает. Но санкции ударили конечно по всем – и по Литве, и по Голландии, и по Германии. Как ни крути, Россия это очень большой рынок сбыта.
- Хотел бы вернуться в Советский Союз?
- Наверное да. Ничего плохого о тех временах сказать не могу.
- Соцпакет у тебя какой-то есть?
- Есть, если со мной что-то случится, то семья получит нормально.
- Не дай Бог, конечно. Я имел ввиду другое – медицина, оплата больничного, отпускные.
- Всё есть, кроме отпускных. Если хочешь отдохнуть – можно, но денег за отдых не заплатят.
- Бывал, наверное, в Париже? Один товарищ пару дней назад говорил, что Париж в мусоре утопает, а Румыния превратилась в свалку. Это правда?
- Париж всё время был очень грязный город. Мы с напарником во Франции бывали, ты не представляешь, какие там города грязные. Срач, иначе и не назовешь.
- Испания, Италия, другие страны – там всё то же самое?
- Нет. Например, Голландия – очень аккуратная, чистая страна. В Германии тоже всё хорошо. Италия и Испания – просто красивые страны. Но во Франции бардак, особенно в районах, где живут мигранты.
- Наши деревушки почище будут?
- Не всюду. Там один из самых больших плюсов – это дороги. Хорошие, чистые. Если машина помыта, на ней можно всю Европу объехать – и она чистой останется. А у нас сам знаешь что весной творится. На грязной машине, например, ты в Германию вообще не вьедешь – доедешь до первого полицейского. Тебя на мойку загонят и штраф еще влепят за то, что грязный ездил. Там вообще нет грунтовых дорог, даже в самых маленьких городках. Там испачкать-то негде.
- Как у вас с весовым контролем?
- В Литве, бывает, транспортная инспекция организует весовой контроль. Выезжают мобильные пункты, раскладывают эти «блины» и проверяют большегрузы. А в Германии, например, транспортники не понимают, что такое нагрузка на ось. Там измеряют только вес состава. Негабариты в Германии ездят по ночам, в сопровождении полиции. Бывает, и по 200 тонн тянут – но у них прицепы по 100 колёс. На Европу тянем по 22 тонны спокойно; главное, чтобы общая масса состава не превышала 40 тонн.
- Мы с тобой еще свидимся. Удачи тебе!
- И тебе широкой дороги!