В сентябре прошлого года произошла одна из самых жутких аварий на уральских дорогах. Следователям понадобился почти год, чтобы разобраться в причинах этого дорожного месива. Виновника нашли, но наказать его нельзя.
Напомним, на Полевском тракте столкнулись грузовик Renault и два УАЗика, среди искорёженного металла и высыпавшегося щебня были раскиданы части человеческих тел. Их было так много, что очевидцы долго не могли понять, сколько же людей погибли в ДТП.
Позже стала известна ужасающая цифра — восемь. Ещё четверо участников аварии получили травмы. Учитывая тяжесть последствий, следователям ГСУ областного полицейского главка понадобился почти год, чтобы разобраться в причинах этого дорожного месива.
В общих чертах картина аварии выглядела следующим образом: на 24-м километре трассы тягач с прицепом, полным щебня, резко вылетел на встречную полосу, опрокинулся и раздавил два УАЗа, в которых с рабочей смены возвращались сотрудники газовой компании «ГАЗЭКС».
Свидетели говорили, что перед столкновением отчётливо слышали громкий хлопок, который мог свидетельствовать о том, что у грузовика лопнуло колесо. И это (внимание!) установленный следствием факт: шина действительно порвалась, машина стала неуправляемой. Но перед следствием стоял важный вопрос — почему?
С первых же дней возникли несколько версий автокатастрофы. К примеру, сразу после ДТП читатели прислали в нашу редакцию записи с регистраторов, на которых был виден внедорожник Range Rover — он за секунды до аварии нёсся навстречу грузовику. А потом фура вдруг резко вырулила влево и наехала на встречный транспорт. Появились подозрения, что именно водитель престижной иномарки мог спровоцировать аварию.
Забегая вперёд, скажем, что все эти факты специалистами были приняты во внимание. Версий жуткой аварии было проработано почти с десяток, но только одна из них в итоге была выбрана в качестве наиболее правдивой. Перечислим ключевые моменты, которые разбирали следователи.
Range Rover на встречной полосе
Мы делали наглядную реконструкцию по сценарию, при котором водитель Range Rover мог спровоцировать ДТП. Он лихо обгонял попутный транспорт по встречке, в том числе и за секунды до аварии, когда прямо на него уже летела фура. При экстренном торможении тягача одно из колёс могло лопнуть. Однако следователи пришли к выводу, что водитель Range Rover не виноват.
Во-первых, водитель тягача Renault рассказал, что перед автокатастрофой помех спереди у него не было. О движении автомобиля Range Rover во встречном направлении он вообще не знал. Во-вторых, мужчина, управлявший Range Rover, сказал, что не пошёл на обгон УАЗиков и вернулся в свою полосу, поскольку видел приближающийся грузовик. На встречку он вырулил вынужденно, поскольку уворачивался от летящей на него фуры.
На наш взгляд, белые пятна в этой версии всё же присутствуют. К примеру, специалисты-видеотехники, просматривая записи, так и не смогли определить достоверно, на какой полосе в момент столкновения находился Range Rover (на своей или на встречке). Узнать это помешал автомобиль Subaru Forester, закрывший обзор регистратору.
Перегрузка фуры, из-за чего и лопнуло колесо
Вполне логичная версия, поскольку промышленные предприятия у нас часто нагружают свой транспорт сверх меры, чтобы сэкономить на перевозках. Но и эта версия подтверждения не нашла. Тягач не перегружали. Кроме того, перед рейсом машина и её прицеп прошли обязательный технический осмотр. Они были исправны.
Бракованная покрышка, износ резины
То, что водители большегрузов часто ездят на «уставших» покрышках, — факт. Но не в рассматриваемом нами случае. Следователи не нашли доказательств, что шины эксплуатировались с нарушениями. Разорванную левую покрышку даже проверяли: а не подделка ли это? Но резина оказалась качественной. Заводского брака на ней тоже не обнаружили.
Действия водителя фуры
Водитель тягача Renault в аварии выжил только чудом. Сразу после ДТП он говорил, что на его машине порвалась шина. Водителем он был опытным (за рулём грузовых машин ездил с 2005 года, имел категории прав B, С, E). В день катастрофы был трезв, признаков переутомления у него зафиксировано не было. Но в случае с лопнувшей покрышкой все эти факторы потеряли смысл. Когда колесо взорвалось, водитель стал по сути пассажиром за рулём неуправляемой фуры. Цитируем следователей:
«Внезапная разгерметизация левого колеса с изменением движения несомненно была расценена водителем как ситуация, создающая опасность для движения. Однако, учитывая разгерметизацию, применение торможения могло только усилить смещение автомобиля влево. В связи с чем необходимые действия водителя в данной дорожной ситуации не регламентированы ПДД. Поэтому с правовой точки зрения то, что должен был сделать водитель в данной ситуации, не определено».
Наезд на какой-то предмет, повредивший шину
Вот мы и подошли к версии, которая, по мнению следователей, объясняет все факты этой ужасной автокатастрофы. В пользу неё говорят доводы экспертов. Они выяснили, что на злополучной покрышке незадолго до аварии возник поперечный разрыв протектора. Причина — наезд на какое-то препятствие, лежавшее на дороге. Колесо крутилось, постепенно разрушая само себя, а потом рвануло.
«Чередующиеся с большой частотой от вращения колеса привели к отрыву протекторной ленты от каркаса, приблизительно, наполовину окружности», — говорится в уголовном деле.
Получается, что формально жуткая автокатастрофа началась за несколько километров до того места, где фура раздавила УАЗики с рабочей бригадой газовиков.
Повреждённое колесо стало своего рода часовой бомбой.
Какой именно предмет (по сути, главный виновник ЧП) повредил покрышку — навсегда останется тайной, известна только цена этого происшествия — восемь человеческих жизней.
В аварии погибли сотрудники компании «ГАЗЭКС»: Евгений Панов, Максим Саламатин, Анатолий Денисенко, Валерий Овчинников, Владислав Исламов, Никита Пельменев, Виталий Сабуров, Василий Андреев. Ещё трое — Станислав Цицилин, Рамиль Хасанов, Денис Хмелинин — получили различные травмы.
Коллеги погибших рабочих поставили на месте автокатастрофы небольшой памятник.