Цены на топливо интересуют всех.Однако помимо цены есть и другой аспект – качество. Стоимость топлива растет, а качество? Об этом разговор с председателем комитета по экологии и природопользованию Законодательного собрания Нижегородской области Владиславом Атмаховым.
– Владислав Олегович, каково качество топлива, которое продается в нашем регионе?
– Законодательное собрание Нижегородской области и комитет, который я представляю, занимается этим вопросом уже два года. Вместе с общественниками, с которыми мы сотрудничаем. К сожалению, они не из Нижегородской области, а из Владимирской, но их приглашают работать по всей России. Мы их позвали в Нижний Новгород, провели совместные рейды на заправках с контрольными закупками топлива. Лабораторные исследования показали, что порядка 40% образцов не соответствуют нормам. Это не только в Нижегородской области; так, в среднем по России цифры примерно такие же. Часть нарушений – это плохое топливо: бензин, дизель. В них присадки неправильные, с непонятными компонентами, изготовленные без соблюдения стандартов. Есть нарушения в оформлении документов. Поэтому можно говорить, что 40% топлива продается с нарушениями того или иного рода.
– Это притом что в регионе производят бензин.
– В том числе. Понятно, что логистика у каждого продавца топлива своя, никто не ограничивает, где они должны покупать. Выгоднее, конечно, у того производителя, который ближе. Кстати, одна из инициатив нашего комитета Законодательного собрания заключается в том, чтобы бороться не с продавцами некачественного топлива, а с теми, кто его производит. Закрывать предприятия, которые бодяжат бензин и дизель. Изредка мы слышим, что где-то поймали «самогонщиков» – тех, кто сам перегоняет нефть и получает из нее топливо. Таким способом получить хорошего качества бензин или дизель нереально. Топливо получается низкого качества, несертифицированное. Государство недополучает налоги. Раскручивать этот клубок нужно очень серьезно, понимая, кто кормится от этого «свечного заводика». К сожалению, таких «открытий» у наших силовиков немного. Даже когда мы проводили контрольные закупки и у нас появлялись конкретные материалы на конкретные заправки, а с этими документами мы обращались в соответствующие органы, не всегда видели результаты, желание работать с нами.
– Чем мотивировали?
– Говорили, что вам не хватает каких-то документов или фактов. Получалось так, что мы приносим видеозапись, даем адрес, анализ топлива. А с нас требуют адрес ИП, который этой заправкой владеет. Всячески тормозят процесс, вместо того чтобы помогать.
– Росстат предложил автозаправкам по аналогии с отелями присваивать звезды – от одной до пяти. По мнению ведомства, число звезд должно зависеть от уровня сервиса и качества топлива. Как вы относитесь к этой инициативе?
– Предложение Росстата, конечно, полезное для народа. Вообще мы всегда говорим, что любое решение, принимаемое в стране, должно быть максимально открытым для населения. Те события, которые происходят в гостиничном бизнесе, всем понятны. Заходишь на сайт и видишь всю необходимую информацию. Даже на вывеске у гостиницы – одна, две, три… пять звезд – понятно, какого уровня отель. Автомобилисту тоже интересно, подъезжая к автозаправке, видеть, какое количество звезд или, может быть, канистр ей присвоено. Это будет обязывать владельцев автозаправочных станций к качественному обслуживанию клиентов и продаже качественного бензина. Конечно, это плюс.
Думаю, есть смысл награждать звездами те заправки, которые предлагают отличные услуги. Любая форма поощрения (а звезды – это в принципе поощрение владельцев АЗС) ведет к тому, что они будут бороться за качество. Это очень важно и, я считаю, нужно. Потому что если пользоваться только кнутом, то это не всегда дает нужный эффект.
Но возникает вопрос: кто будет давать эти звезды? В случаях с гостиницами – понятно. Это международные эксперты, которые ездят по всему миру и на основании определенных четких критериев дают оценку. Как это будет проходить с АЗС в России? Это уже получается не международная система. И эксперты будут наши, и критерии еще предстоит отработать.
Возможно, что под давлением определенных групп бизнесменов, заинтересованных в высоком рейтинге, оценки и критерии будут менять. Трудно будет определить, эти пять звезд натуральные или нарисованные. Здесь важно сохранить общественный контроль. Пока мы видим со стороны властных органов сопротивление тому, чтобы контроль был постоянным. Каникулами по проверкам недобросовестные предприниматели успешно пользуются.
– Может быть, стоит привлекать к работе тех самых общественников?
– Да, работа общественных объединений очень помогает следить за качеством топлива. У них нет таких ограничений, как у официальных проверяющих органов. Те структуры, на которые возложен контроль работы АЗС, по закону должны перед проверкой предупреждать владельцев за трое суток. Поэтому у них показатели нарушений крайне низкие. Я считаю, что общественный контроль здесь очень помогает, только он способен бороться с некачественным топливом. И при присуждении звезд тоже хорошо бы учитывать мнение общественных организаций.
Нет вариантов других, кроме работы общественных организаций. Но государство должно быть инициатором их создания. Нужны какие-то гранты, финансирование. Думаю, что Законодательное собрание Нижегородской области этим займется. Во Владимирской области общественники смогли же наладить систему контроля и даже получили президентский грант на свою деятельность.
– Какие критерии, на ваш взгляд, нужно учитывать при присвоении звезд?
– Отзывы клиентов в первую очередь. Доступность. Разнообразие услуг. Ну и так далее. Есть огромное количество параметров, которые можно учесть, но самый главный, я соглашусь со специалистами, – качество отпускаемого топлива.
– Вообще реально, что такое решение может быть принято?
– Нет ничего нереального. Однако само правительство должно принять это решение. Если оно будет принято, его ожидает успех. Вопрос – будет ли оно принято. Только работа общественных организаций приведет к хорошему результату.