← Дороги, инфраструктура

Чуйский тракт помолодел

Олег БОГДАНОВ 

12 октября алтайские дорожники торжественно ввели в действие участок федеральной трассы Р-256. Это стало завершающим этапом капитального ремонта 21-километровой дистанции от Бийска до поселка Чуйского.

В тот пятничный день будто специально выдалась солнечная теплая погода, чтобы не испортить настроение виновникам торжества. Начальник управления федеральных дорог «Алтай» Ярослав Долинский поздравил строителей с окончанием важного объекта и строительного сезона. 

«Вы в очередной раз доказали, что можете в срок качественно и красиво делать дороги, – обратился он к рабочим и ИТР. – В этом году, а он оказался напряженным, было сделано много объектов, большинство из них уже введены, некоторые закончим на следующей неделе, так что ко Дню дорожника основные работы будут завершены». На четырехполосном участке с 353 по 374 километр они начались еще в 2016 году. Тогда отремонтировали 5 км, в прошлом году – 10 км и нынче еще шесть. Основные работы вели бийчане из Юго-Восточного ДСУ и ДСУ-1 и барнаульцы из ДСУ-4. 

«Важно, что аукционы на ремонт Чуйского тракта выиграли организации Алтайского края, потому что мы знаем, как добросовестно они относятся к делу», – отметил в интервью «АП» главный инженер УФД «Алтай» Сергей Рубаненко. Он вспомнил, что реконструкция этого участка последний раз проходила в 1986 – 1989 годах, с тех пор дорога свой ресурс отработала, ее надо было серьезно обновить и сделать комфортной не только для водителей, но и для местных жителей. Поэтому проектировщики предусмотрели вдоль населенных пунктов шумозащитные экраны, автобусные остановки с заездными карманами и остановочными павильонами, комплексами автономного электроосвещения и тротуарами для пешеходов. 

Также была поставлена задача сделать трассу безопасной, ограничить или вообще исключить выезд транспорта на встречную полосу движения.

 Для этого дорогу расширили на полтора метра и установили посередине осевое барьерное ограждение. Статистика последних двух лет показала, что после ремонта на этом участке Чуйского тракта прекратились ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения. Проект предусматривал усиление слоев дорожной одежды. По словам главного инженера, сейчас на дороге 16 сантиметров асфальтобетона, притом что верхний слой пропитан битумной мастикой и содержит больше щебня. Эти компоненты повышают эластичность, препятствуют появлению трещин, повышают устойчивость к истиранию и нагрузкам. По такой дороге могут без проблем двигаться грузовики с давлением до 11,5 тонны на ось. 

«Рядом находится Верх-Катунская дробильно-сортировочная фабрика, с которой уезжают груженые «Тонары», но мы не боимся, что они разрушат полотно на этом участке, – заверил Сергей Рубаненко. – Гарантийный срок эксплуатации верхнего слоя – 4 года, нижнего – 5 лет. С подрядчиками мы ежегодно проводим мониторинг состояния асфальтобетона, и в случае выявления дефектов они должны их устранить за свой счет». 

Он добавил, что строительный контроль в круглосуточном режиме осуществляли сотрудники лаборатории ОАО «Омский СоюзДорНИИ». Они проверяли состав материалов, технологические карты (в какую погоду планируются работы, каким катком уплотнять и прочее). Кроме того, работала служба технического надзора. Директор «Барнаульского ДСУ-4» Николай Данилин похвалил контролеров, которые не давали «баловаться» подрядчикам, отметив, что «самая большая награда для строителей – хорошее настроение водителей, которые едут по прекрасной дороге и каждый раз поминают хорошим словом нашу профессию». 

В свою очередь глава Бийского района Владимир Трухин подчеркнул важность Чуйского тракта для развития района: «Его мы называем между собой дорогой жизни для жителей и организаций района. По ней проходят школьные маршруты. По Чуйскому тракту движется туристический поток. И это всё идет на пользу экономики района. Мы надеемся, что работы по ремонту и реконструкции этой дороги будут продолжаться». Однако Ярослав Долинский сообщил, что капитального ремонта Чуйского тракта в ближайшие годы не будет. Планируется лишь реставрация покрытия на отдельных участках. «Дальнейшее расширение дороги до четырех полос будет зависеть от федерального финансирования, – уточнил начальник УФД «Алтай». 

– Конечно, мы инициируем продолжение строительства и имеем даже соответствующие проекты». В ходе импровизированного митинга лучшим рабочим и ИТР вручили грамоты и благодарности от правительства края, Минстройтранса и администрации Бийска. Один из награжденных – машинист катка ДСУ-1 Александр Пенягин работает в дорожном строительстве уже больше 25 лет. Ему приходилось трудиться и в Якутии в минус пятьдесят, и на Дальнем Востоке в сырость. Начинал дорожным рабочим, потом сидел за штурвалом асфальтоукладчика, гладковальцового катка, а когда вернулся домой, досталась эта тяжелая машина. 

Каток у Пенягина весит 20 тонн и предназначен для трамбовки основания дороги, вначале он укатывает грунт, потом щебень. От того, насколько твердым будет у дороги нижний слой, во многом зависит ее долговечность. Поэтому приходится ездить взад и вперед много раз. Тут нужны спокойствие и выдержанность. С утра до вечера и летом, и зимой машинист на свежем воздухе, ведь дорожное основание обычно зимой и готовят. В эту весну дожди подпортили дорожникам настроение. «В грязь техника вязла, и дорожный контроль запрещал работать, но летом отставание преодолели и дорогу сдали вовремя», – поделился радостью Александр Пенягин. 

Недолго будут отдыхать дорожники после сдачи этого участка. Александр Пенягин говорит, что его с товарищами перебрасывают под Новосибирск. Там начальство уже нашло новую работу. Вот и Ярослав Долинский сообщил журналистам, что уже проведен ряд торгов на объекты следующего года, поэтому он с оптимизмом смотрит в будущий год, так как планы большие.