Обострение отношений России и Украины нисколько не мешает бизнесменам наращивать товарооборот. В этом году положительное сальдо России в торговле с Украиной может достигнуть трехлетнего максимума — $3,6 млрд, что на 20% выше прошлогоднего уровня.
Российские бизнесмены, по данным Федеральной таможенной службы, ввезли товаров из Украины за 9 месяцев 2018-го на $4 млрд, а продали стране-соседке на $6,7 млрд. По итогам 2018-го товарооборот может достигнуть рекордного за последние три года уровня — $14,4 млрд.
Война и экспорт
Структура экспорта и импорта после присоединения Крыма к России и начала боевых действий на востоке Украины сильно изменилась. Еще в 2013 году Украина поставляла в Россию преимущественно черные металлы — на $3,5 млрд в год. К 2018 году импорт металлов в Россию сократился в 2,5 раза. «Такое ощущение, что есть негласный указ на таможне, чтобы максимально усложнить пересечение границы. Сейчас мы завозим из Украины очень мало металлов», — констатирует один из петербургских металлотрейдеров.
Часть промышленности Украины осталась на тех территориях, которые она уже не контролирует — Донецк, Луганск. А там, между прочим, располагаются крупные угольные активы, которые обеспечивали стране 57% добычи угля. Теперь большую часть добычи самого ценного угля — антрацита, отличающегося большой теплотворностью, — контролируют власти непризнанных ДНР и ЛНР.
Круговорот угля
Поставки антрацита в Россию продемонстрировали головокружительный рост: с $27,5 млн в 2014 году до $104 млн за 9 месяцев 2018-го. Мировые цены на уголь с 2015 года, когда за тонну давали $40, бьют рекорды — в декабре 2018-го тонна угля стоит $73,7.
Все эти годы Россия энергично наращивала экспорт угля в Европу, в ход пошел и донбасский уголь, его, по словам участников рынка, активно перегружают в Усть-Луге. Причем часть угля, доставленного с мятежных территорий, отправляется обратно в Украину.
Еще России за последние три года удалось вдвое нарастить экспорт нефтепродуктов. По итогам года он может превысить $3,7 млрд — 42% всего экспорта.
Одновременно с этим Россия почти обнулила поставки в Украину товаров по секретному коду, скорее всего, торговля оружием.
Машины и оборудование
Нарастив импорт угля и нефтепродуктов Россия сократила в 6,2 раза ввоз из Украины авиационных двигателей и морских газовых турбин, которые применялись в строительстве вертолетов и военных кораблей. Украина перестала их поставлять, а полностью заменить собственным производством украинские изделия России не удается, хотя она очень старается.
Так, контролируемое госкорпорацией «Ростех» АО «ОДК–Климов» — ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации — запустило в Петербурге новое производство вертолетных двигателей. Официально руководство предприятия рапортует, что ему удается собирать двигатели полностью из российских комплектующих. Прежде, до обострения отношений с соседним государством, завод собирал двигатели преимущественно из комплектов украинского «Мотор-Сич».
Глава АО «Климов» Александр Ватагин осенью 2014-го заявлял, что уже в 2015-м предприятие откажется от иностранных комплектующих. Пока, по словам сотрудников ОДК, полностью от украинских поставщиков отказаться не удалось. Это подтверждает и таможенная статистика. С начала 2018-го Россия закупила у Украины авиационных двигателей на $103 млн (в 2013 году — на $645 млн).
В импортозамещении газотурбинных установок для боевых кораблей хвастаться нечем. Украина перестала поставлять газотурбинные установки, застопорив строительство современных фрегатов на «Северной верфи» и «Янтаре». Заменить украинские изделия должно «ОДК-Сатурн» (входит в «Ростех»). В начале 2018-го компания заявила о готовности начать серийное производство морских газотурбинных двигателей.
Кто контролирует финансовые потоки
В Северо-Западном таможенном управлении пояснили, что поскольку ДНР и ЛНР признаны только Южной Осетией, то весь экспорт и импорт оформляется на таможне как будто из Украины.
Есть нюансы и с оплатой товаров. На первых порах она проходила через кредитные организации Южной Осетии, а теперь преимущественно через подконтрольные государству банки.
«До 2016 года было требование работать через Сбербанк, и то работать могли только некоторые компании, которые надо было согласовывать и с властями Луганской и Донецкой народных республик, и с банком. В 2016-2017 годах мы работали через «Промсвязьбанк» — ввозили в республики сварочные аппараты. Потом таможня остановила отправки, так как посчитала, что у клиента товар двойного назначения, — говорит глава таможенного представителя «Гестион» Станислав Кисс. — Как работают через Абхазию и Осетию, тоже видел: Сбербанк, ВТБ или «Газпромбанк» рассчитываются векселями за какой-либо товар, там векселя переводят в деньги — и после этого можно отправлять куда угодно».
Буквально на днях курицу отправляли, добавляет Станислав Кисс, в документах указаны: «Черноморский банк развития и реконструкции» (учрежден Министерством имущественных и земельных отношений Крыма), «РНКБ банк» (в январе 2016-го перешел под контроль Росимущества) и ООО «ЦМРБАНК» — учреждено АО «Форвард», которое, в свою очередь, создали ЗАО «РБК-ТВ» и ЗАО «РБК-ТВ Москва», входящие в медиахолдинг РБК, контролируемый группой ЕСН Григория Березкина.