Мужчина утверждает, что частная компания, где он работал, подделывала документы и переклеивала этикетки на "санкционке" для перевозки в Россию и после его критики такой работы он оказался уволенным за прогулы, которых, по его словам, не было.
Владимир Кабариха не первый месяц судится с белорусской частной фирмой. По словам водителя-экспедитора, его незаконно уволили после того, как он возмутился необходимости незаконно возить в Россию молочную продукцию.
Прошло уже два суда; за это время работы лишился и коллега Владимира, который свидетельствовал в его пользу на заседании. Sputnik попытался разобраться: обратились за мнением к обеим сторонам.
"Переклеивали этикетки и подделывали документы"
В небольшую компанию "В. Л. П.", которая занимается перевозкой белорусской молочной продукции в Россию, водитель-экспедитор Владимир Кабариха устроился в 2014 году.
"Все было в порядке, пока ввоз продуктов с некоторых заводов Беларуси не запретили из-за санкций, тогда руководство фирмы приняло решение использовать незаконные схемы перевозки грузов. Началось это в 2017 году с переклейки этикеток — два рейса проходили по одним документам; а чтобы из Беларуси выехать, следовали не по центральной трассе, а окольными путями.
Весной схема поменялась на оформление заведомо подложных документов — товарных накладных, международных товарно-транспортных накладных CMR — в них для возможности транзитного въезда в Россию указывалось, что груз доставляется в Казахстан. На самом же деле разгружались мы в Подмосковье", — делится Кабариха.
Если пересечение границы по каким-то причинам затруднялось, на помощь также приходило руководство, утверждает водитель-экспедитор.
Владимир Кабариха намерен довести дело до конца и добиться справедливости
"Когда возникали разбирательства по фактам незаконного ввоза товара, то Кирилл Д. (заместитель управляющего ООО "В. Л. П.") лично выбывал и на переходе границы разрешал возникшие вопросы. Перевозки шли систематически", — говорится в заявлении Владимира в прокуратуру Минска.
В последнем рейсе арестовали на неделю
Кульминацией стал конфликт, произошедший между водителем и первым замом управляющего Кириллом Д. в одной из поездок.
"В мае начали ездить "в Казахстан" чуть ли не через день, а в последнем рейсе в России нас арестовали, мы неделю простояли в Красной Горке (деревня в Смоленской области — Sputnik). Как они выкрутились — не представляю", — вспоминает водитель.
По его словам, он стал инициатором "небольшого бунта", когда высказался против подобных механизмов работы.
"По возвращении транспорта из рейса Михаил П. (менеджер по перевозкам ООО "В. Л. П.") предпринимает меры к изъятию ранее оформленных и использованных в рейсе документов и замене новыми (путевые листы, CMR) с необходимой для руководства фирмы информацией, тем самым скрывается информация о маршруте следования и адресате получателе грузов", — отметил Кабариха в заявлении прокурору.
Суд первой инстанции исковые требования водителя не поддержал
"Отправили в отпуск на 2,5 месяца и уволили"
В компании Владимир работал по бессрочному трудовому договору. Сразу после инцидента, рассказывает водитель, его отправили в отпуск на 77 дней — за все предыдущие годы работы. За несколько дней до завершения отдыха стали звонить и настаивать на написании заявления об увольнении. Подчиниться он отказался.
"Мне говорили, что смогут уволить меня и без моего согласия в связи с уменьшением грузоперевозок и, соответственно, сокращением. Но ведь в этом случае им пришлось бы выплатить мне энную сумму денег.
В общем, на работу я должен был выйти 20 августа. Приехал туда 16-го, отметился, что жив, здоров и готов выйти. До конца месяца работы якобы не было, 4 сентября у меня состоялся разговор с руководством в офисе, я даже записал его частично на диктофон.
А 5-го меня вызвали, и в течение пяти минут я был уволен по статье: за прогулы. Но я ведь не офисный работник, а водитель-экспедитор, мое рабочее место — автомобиль, какие ко мне могут быть вопросы?" — сетует мужчина.
По словам Владимира Кабарихи, водители редко появлялись в офисе, попросту экономили время: задания получали по звонку; уже с семи утра могли пройти осмотр врача; документы на завод, где происходила загрузка продукции, приходили в электронном варианте.
Сначала Владимир Кабариха хотел восстановиться на работе, а теперь намерен добиваться компенсации
"Если бы мы каждый день ездили без необходимости в офис к девяти утра, вылетало бы полдня. Все свидетели подтверждали в суде, что водителям бессмысленно было тратить на это время", — поясняет он.
Суд: увольнение — законно и обоснованно
Кабариха подал заявление в суд Ленинского района, однако решение было вынесено не в его пользу.
"Менеджер по перевозкам Михаил П. дал ложные показания в суде: он утверждал, что я не появлялся в офисе до момента увольнения. Я пытался представить суду в подтверждение аудиозапись разговора, но "запись незаконна, поскольку собеседники не были о ней предупреждены". Не понимаю, какое это вообще имеет значение. О "серых" схемах на заседании слушать не захотели, это не относилось к делу: рассматривали непосредственно вопрос увольнения", — делится он.
Водитель обжаловал решение суда, однако его оставили без изменений "ввиду отсутствия новых сведений".
"Суд считает что истец отсутствовал на работе более 3 часов в течение всего рабочего дня, то есть совершил прогул (...). При таких обстоятельствах суд считает, что увольнение истца по п. 5 ст. 42 ТК является законным и обоснованным", — сказано в решении.
Владимир Кабариха намерен довести дело до конца и добиться справедливости.
По решению прокурора дело об увольнении направлено на новое рассмотрение
"Я настаиваю на компенсации. На адвокатов и суды я уже потратил больше 1000 рублей; изначально речь шла еще о восстановлении на работе, но очевидно, что теперь это не представляется возможным, а в таком случае по Трудовому кодексу фирма должна выплатить мне десять средних зарплат — речь о сумме в 7 тысяч рублей", — пояснил он.
С одним из свидетелей после суда расстались по соглашению сторон
Один из коллег Владимира Денис Жибрик свидетельствовал в его пользу на суде.
"Я работал с Владимиром и был свидетелем с его стороны. Считаю, что уволили его незаконно: во время дачи показаний я подтверждал, что вызовы у нас осуществлялись по звонку", — рассказал он.
По его словам, в компании действительно практиковалась переклейка этикеток и использование недействительных документов. Происходит ли подобное сейчас, ему неизвестно.
"Все, что рассказал Володя — правда. После суда я отработал еще неделю или дней десять, меня вызвали в офис и попросили: шеф сказал, что в работе я их устраиваю, но "характерами не сошлись". Расстались в итоге по соглашению сторон", — рассказал Денис Жибрик.
Другая сторона: в решении суда все написано
Первый заместитель управляющего компанией ООО "В. Л. П." Кирилл Д. отказался предоставить корреспонденту Sputnik развернутый комментарий.
"В решении суда все четко написано", — сказал он и добавил: "Отказано в восстановлении на работу, и в иске Кабарихе отказано два раза. Я думаю, этого достаточно".
Разъяснений относительно схем нелегальной перевозки грузов, на которых настаивает Владимир Кабариха, по мнению Кирилла Д., стоит просить у компетентных органов. "Я не готов это комментировать", — ответил он.
Вместо привычной работы Владимиру приходится ходить по судам, но он верит, что справедливость восторжествует
По закону
Согласно статье 42 Трудового кодекса Беларуси, бессрочный договор (как и срочный до истечения срока действия) может быть расторгнут нанимателем в случае прогула без уважительных причин.
Однако пункт 3 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь №4 от 28 июня 2012 года "О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников" гласит, что неисполнение работником трудовых обязанностей по не зависящим от него причинам не может рассматриваться как дисциплинарный проступок.
По статье 243 Трудового кодекса Беларуси, в случаях прекращения трудового договора без законного основания орган, рассматривающий трудовой спор, восстанавливает сотрудника на прежней работе. В случаях, когда это невозможно или нецелесообразно (по причинам, не связанным с совершением работником виновных действий), суд действительно может возложить на нанимателя обязанность выплатить работнику возмещение в размере десятикратного среднемесячного заработка.
Решение суда основано на показаниях руководства "В. Л. П.": в нем указано, что допрошенные в ходе заседания свидетели указали, что истец с 16 августа не приходил в офис нанимателя. Сам же Владимир утверждает, что эти показания — ложные, поэтому в ближайшее время намерен обратиться к правоохранителям с заявлением о лжесвидетельствовании.
Одновременно с подачей заявления в суд Кабариха пожаловался в прокуратуру: в частности, на осуществление нелегальных перевозок санкционной "молочки".
"Прокуратура перенаправила заявление в УВД Мингорисполкома. Недавно оттуда пришел ответ о том, что привлечь организаторов этой схемы к ответственности невозможно, поскольку противоправные действия происходили не на территории Беларуси", — рассказывает водитель-экспедитор.
Ход делу может быть дан лишь в том случае, если схемой заинтересуется Министерство внутренних дел России: в этом случае правоохранители обеих стран будут заниматься расследованием в рамках межгосударственного сотрудничества.
Фото: © SPUTNIK Валерия Берекчиян