Новый законопроект Минтранса может существенно расширить сферу применения тахографов. В случае его принятия данные о превышении скорости, которое зафиксирует устройство, станут основанием для наложения штрафа.
Законопроект, предусматривающий возможность штрафовать водителей грузовиков и автобусов за превышение скорости на основе данных тахографов, внес в правительство Минтранс. Об этом «Известиям» сообщил представитель профильного вице-премьера Максима Акимова. Сейчас, по его словам, документ прорабатывается в аппарате правительства. Пока по тахографам можно штрафовать только за нарушение режима труда и отдыха. В Минтрансе полагают, что эта мера поможет дисциплинировать водителей и снизить число ДТП.
Разработанный Минтрансом законопроект вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в закон «О безопасности дорожного движения». Они позволят использовать тахограф для автоматической фиксации нарушений по регистрируемым параметрам — помимо режима труда и отдыха, это скорость и маршрут движения транспортного средства. Данные тахографа смогут использоваться как доказательство по административному делу. Куда будут передаваться данные и как именно будут взиматься штрафы, в Минтрансе не уточнили, добавив, что «окончательных решений пока не принято».
В МВД «Известиям» сказали, что по итогам обсуждения проекта закона между министерством и Минтрансом была подписана таблица разногласий.
В Минтрансе рассчитывают, что принятие законопроекта поможет снизить количество ДТП по причине нарушения скоростного режима и таким образом повысить безопасность дорожного движения.
— Учитывая, что тахографами должны быть оснащены грузовые автомобили и автобусы, принадлежащие юрлицам и ИП, принятие законопроектов позволит повысить дисциплину водителей особо опасных и тяжеловесных транспортных средств, риск столкновения с которыми на высокой скорости зачастую приводит к смертельным исходам, — объяснили в Минтрансе.
Сейчас устройства обязаны ставить на грузовики массой свыше 3,5 тонны, а также на пассажирские автобусы, имеющие более восьми сидячих мест. Пока это касается междугородных и пригородных автобусов, а с 1 июля 2019 года тахографами должны оснащаться также городские автобусы и маршрутки.
Пока административная ответственность предусмотрена за выпуск автобуса или грузовика без тахографа, а также за нарушение режима труда и отдыха по его показаниям. С 21 декабря сотрудники ГИБДД получили законный доступ к устройствам для контроля состояния водителя.
Законопроект разработан в рамках поручения Владимира Путина по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в марте 2016 года, рассказали в Минтрансе.
Число ДТП из-за превышения установленной скорости движения грузовиками снизилось в 2017 году по отношению к 2016 году на 19,5%, до 207, а за январь–ноябрь 2018 года практически не изменилось (рост на 1%), составив 198, говорится в предоставленных «Известиям» данных МВД. По этой же причине аварии с автобусами в 2017 году случались на 5,1% чаще, чем годом ранее, а за 11 месяцев 2018 года число ДТП упало на 64,7%, до 41. Превышение скорости грузовиками в январе–ноябре 2018 года привело к смерти 38 человек, автобусами — трех.
Член Центрального штаба ОНФ, первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов сообщил «Известиям», что новая мера поможет решить проблему с переработками и скоростным режимом.
— Проверка водителей с помощью тахографов — это требование закона, который наконец-то начинает работать, — сказал он.
Но депутат выступает против того, чтобы ставить тахографы на автобусы на городских маршрутах. Это, по его словам, противоречит и мировой практике.
Тахограф в первую очередь предназначен для контроля режимов труда и отдыха водителей, регистрация скорости и пробега автомобиля только косвенным образом подтверждает его работоспособность,
считает председатель ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин.
— Использовать параметр скорости, зарегистрированный в памяти тахографа, конечно, можно, но это очень неэффективно. Для такого контроля более подходящим является нынешний способ — с помощью камер фотовидеофиксации, это дешевле и эффективнее, — сказал он «Известиям».
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин считает, что, если возможность штрафовать за превышение скорости появится у сотрудников ГАИ и Ространснадзора, это не принесет порядка на дорогах, а лишь увеличит коррупционную составляющую. По его словам, сейчас водителям легче договориться со штрафователем на месте, чем вкладывать средства в установку тахографов, которые к тому же нужно менять раз в три года.
— Система работы тахографов не отлажена. Условия соблюдения режима труда и отдыха не созданы, не хватает площадок для отдыха водителей, нет инфраструктуры,
— отметил он.
Сейчас за превышение скорости от 20 до 40 км/ч водитель наказывается штрафом в размере 500 рублей, от 40 до 60 км/ч — от 1 до 1,5 тыс. рублей. За превышение от 60 до 80 км/ч придется отдать от 2 до 5 тыс. рублей или смириться с лишением прав на срок от четырех до шести месяцев. Если скорость превышена на 80 км/ч и более, штраф составит 5 тыс. рублей, а без прав можно остаться на полгода.