Правительство еще не выбрало оператора федеральной системы автоматического весового контроля, но уже рассматривает возможные риски. Среди них – протесты дальнобойщиков. Приведёт ли ужесточение весового контроля к усилению протестной активности?
В конце декабря на сайте torgi.gov.ru (официальный портал, на котором размещается информация о проведении торгов) был опубликован проект концессионного соглашения о создании федеральной АСВГК. Внимание журналистов привлекло одно из положений проекта, согласно которому
государство обязуется возместить все убытки, понесённые оператором из-за возможных митингов и акций протеста, которые помешают строительству объектов или работе системы.
Речь идёт как о согласованных, так и о несанкционированных мероприятиях.
Стоит отметить, что правительство намерено компенсировать оператору еще не созданной системы другие непредвиденные расходы – вызванные, например, резким ростом инфляции. Проектом предусмотрены и другие поблажки, среди которых возможность использования созданного имущества в коммерческих целях и увеличенные компенсации, которые правительство выплатит концессионеру в случае расторжения соглашения.
Что такое АСВГК?
В октябре 2018 года Минтранс представил паспорт государственной системы АСВГК. Её проект предполагает развертывание 387 автоматизированных пунктов весового контроля на федеральных трассах страны до 2024 года (сегодня таких пунктов всего 27). Представители ведомства утверждают: основные цели, которые ставит перед собой Минтранс – безопасность участников дорожного движения и сохранность дорог.
К работе над проектом системы привлечены перевозчики, которые вносят различные предложения и уточнения. Среди проблем, на которые чаще всего жалуются предприниматели – ненадлежащее качество оборудования, измеряющего вес и габариты большегрузов, и отсутствие возможности оперативного устранения выявленного перегруза. В Минтрансе пожелания перевозчиков обещают учесть.
Причем тут «Платон»?
Пока неясно, кто именно станет оператором будущей АСВГК. Одним из наиболее вероятных кандидатов является компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), оператор знакомой всем перевозчикам системы «Платон».
РТИТС подал заявку на создание АСВГК летом 2018 года. У компании, 23,5% акций которой обладает Игорь Ротенберг, конкурентов пока нет: если до 12 февраля они не появятся, то концессионное соглашение будет подписано на текущих условиях. Тогда РТИТС получит от государства 118,45 млрд рублей. В приложении к соглашению указано, что оператор должен будет выявлять не менее 75 нарушителей из сотни.
Будут ли митинги?
Оператору «Платона» к митингам не привыкать. Введение платы за проезд по федеральным трассам для большегрузов массой более 12 тонн сопровождалось массовыми демонстрациями дальнобойщиков во многих регионах России. Перевозчики, требовавшие отмены «Платона», своего не добились, но властям всё-таки пришлось пойти на уступки: тариф был снижен более чем в 2 раза (с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр). Его, однако, впоследствии повысили до 1,93 руб., а летом этого года тариф должен вырасти до 3,06 руб.
Во время митингов и демонстраций против «Платона» было зафиксировано несколько случаев умышленной порчи имущества, принадлежащего РТИТС. Так в ноябре 2015 года неизвестные бросили коктейль Молотова в окно кемеровского офиса обслуживания клиентов «Платона», а в декабре того же года нападению подвергся офис «Платона» в Оренбурге. В ноябре руководитель филиала РТИТС в Татарстане заявил о хакерской атаке, которая привела к сбою в работе системы.
С тех пор прошло четыре года. Многие перевозчики смирились с «Платоном», но состояние отрасли в целом стало менее стабильным. Падение курса рубля, рост налогов и цен на топливо, ужесточение надзора со стороны контролирующих органов – всё это не добавляет предпринимателям оптимизма. Поэтому вполне возможно, что развертывание АСВГК ознаменуется новыми митингами.
Лидер протестного движения дальнобойщиков Андрей Бажутин утверждает: протестные требования перевозчики выдвинут уже в феврале. Сейчас, по словам Бажутина, в профсоюзах и региональных организациях дальнобойщиков идёт активное обсуждение ситуации.
«Получается, как и с «Платоном»: не важно, едешь ты порожняком или груженый, – плати, есть перегруз или нет, раз насчитали, то уже виноват, а оспорить штраф невозможно, и эта вся ситуация окажет давление на самозанятых перевозчиков, так что, скорее всего, будут и митинги, и шествия», - приводят слова Бажутина «Ведомости».
Председатель профсоюза водителей-дальнобойщиков Александр Котов также согласен с тем, что митинги будут. Точных дат он, впрочем, не называет. Похоже, что до 12 февраля громких заявлений ожидать не стоит – ведь пока непонятно, кто станет оператором будущей системы и против кого, собственно, нужно митинговать.