Мало кто знает, что первые КАМАЗы начали разрабатываться еще до создания одноименного завода. Прототипы, появившиеся в конце 60-х, выглядят "сыровато", но облик легендарного грузовика в них уже виден.
Заводской музей КАМАЗа опубликовал редкие архивные фото первых прототипов Камских грузовиков. По дизайну эти машины серьезно отличаются от более поздних прототипов и тех грузовиков, которые пошли в производство в 1976 году. В частности, кабина ранних образцов имеет другие пропорции — стекла меньше по площади, а стальные панели, наоборот, более массивные и грубые. Дизайн выполнен в традиции европейских тягачей второй половины 60-х годов. Также в архивах отыскали снимок раннего макета «КАМАЗа», который еще носил марку ЗИЛ — стилистические решения этого образца вообще отсылают к американским грузовикам начала 60-х годов.
Как напоминает корпоративное издание «Вести КАМАЗа», линейку грузовиков «КАМАЗ» начали создавать задолго до того, как была выбрана площадка под завод. Разработка машин началась с приказа министра автопрома СССР № 73 «О создании семейства новых грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности» от 3 апреля 1968 года.
Согласно этому приказу, на ЗИЛ, ЯМЗ, ММЗ, Балашовский ГКБ и Одесский автосборочный завод была возложена задача по проектированию трехосных дизельных бортовых тягачей, грузоподъемностью 8 тонн, седельных тягачей для буксировки полуприцепов грузоподъемностью 14-15 тонн и самосвалов с задней разгрузкой, грузоподъемностью 7 тонн. На Ярославский моторный завод ложилась задача по созданию дизельных двигателей мощностью 150-200 л.с.
Работа шла рекордными темпами — первый образец созданного с нуля силового агрегата для «КАМАЗа» ЯМЗ передал на ЗИЛ уже в декабре 1968 года. Это позволило ЗИЛу собрать два первых рабочих образца грузовиков «КАМАЗ» в 1969 году, именно эти машины запечатлены на снимках.
Отметим, что «КАМАЗы» с классической кабиной 1976 года выпускаются до сих пор.
Конечно, кабина пережила несколько модернизаций, но ее каркас и большая часть панелей остались неизменными. Впрочем, с 2013 года КАМАЗ предлагает покупателям модели с лицензионной кабиной от Mercedes-Benz Axor 2001 года. Кроме того, в нынешнем году должен начаться серийный выпуск машин с принципиально новой кабиной «КАМАЗ» К5, которая является «деривативом» от Mercedes-Benz Actros поколения BM963 (выпускается с 2012 года).
Ранний прототип седельного тягача КАМАЗ, построен в 1969 году.
Ранний прототип седельного тягача КАМАЗ, построен в 1969 году. Вариант с четырьмя фарами.
Ранний прототип седельного тягача КАМАЗ, построен в 1969 году. Вариант с четырьмя фарами.
Ранние прототипы седельных тягачей КАМАЗ, варианты с четырьмя фарами.
Ранний макет кабины КАМАЗа, сделанный дизайнерами ЗИЛа. Дизайн отсылает к американским среднетоннажным грузовикам начала 60-х.
Серийный КАМАЗ образца 1976 года.
Рестайлинговый КАМАЗ середины 90-х.
Рестайлинговый КАМАЗ образца 2003 года. Отличается от машины 90-х годов пластиковым «нижним поясом» и новыми подфарниками.
Глубоко модернизированный КАМАЗ образца 2009 года, выпускается до сих пор.
Фото: музей КАМАЗа