← Коммерческий транспорт

Поддержка со знаком минус: что происходит на российском рынке коммерческого транспорта

http://5koleso.ru

В прошлом году рост показали все сегменты российского рынка коммерческого транспорта. Перспективы на 2019 год туманные — производители и покупатели с опаской ждут реформу господдержки.

ТЕНДЕНЦИИ ПРОДАЖ

Аналитики аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) подвели итоги года в сфере продаж и сделали прогноз для рынка.

Рост рынка легких коммерческих автомобилей (LCV), по предварительным оценкам компании, составил 8%, в результате продажи вышли на уровень 117 тыс. единиц. Среди лидеров по темпу прироста — Citroen (+65%), Peugeot (+60%), Ford (+59%). И все же доминируют российские бренды ГАЗ, УАЗ и Lada, занявшие в совокупности 70% рынка. Правда, их динамика куда более скромная. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд ГАЗ (+10%).

Самый существенный рост среди всех сегментов коммерческих автомобилей по итогам года показали грузовики — 27% (общий объем продаж — 102 тыс. шт.). Аналитическое агентство «Автостат», в свою очередь, оценило объем рынка новых грузовых автомобилей в 82,3 тыс. единиц, что на 2,7% больше, чем в 2017 году. Согласно данным «Автостата», лидером рынка по-прежнему остается КАМАЗ, на долю которого в 2018 году пришлось свыше 30% от общего объема. В количественном выражении это соответствует 25,7 тыс. штук — на 2,6% меньше, чем в 2017 году. На втором месте располагается бренд ГАЗ, показатель которого составил 8,4 тыс. машин (+7,1%). Замыкает первую тройку Scania (6,7 тыс. шт.; +17,1%). В пятерку лидеров также попали Volvo Trucks (6,3 тыс. шт.; +5,9%) и MAN (5,1 тыс. шт.; +7,3%). Среди основных факторов, оказывающих влияние на рынок грузовых автомобилей, оказалось развитие дорожного хозяйства. Положительно влияет также развитие лизинговых продуктов, что привело к удешевлению этой услуги.

Что касается продаж новых автобусов, то по итогам года рост составил 22% (общий объем — 14,2 тыс. шт.). Лидером является Павловский автобусный завод, нарастивший свою долю до 51% рынка.

Стимулировало продажи продление программы поддержки производителей техники на газомоторном топливе. Повлияло и вступление в силу постановления правительства РФ, запрещающего использовать для перевозки организованных групп детей автобусы старше 10 лет.

О продажах конкретно на грузовом рынке рассказал директор по маркетингу и рекламе ПАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян. По его словам, 2018 год существенно отличается от предыдущих. Обычно в первом полугодии наблюдается затишье, а во втором — рост, особенно к концу года. Как пояснил эксперт, это связано с ростом инвестиционной активности. Однако в первом квартале 2018 года, напротив, наблюдался бурный рост продаж, что в обычные годы предвещало бы продолжение роста во второй половине года, но этого не произошло. По данным компании, рынок грузовых автомобилей 14–40 тонн по итогам 10 месяцев ушедшего года составил 50,8 тыс. (+8,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года). Однако из-за снижения темпов роста под конец года по итогам 2018‑го компания ожидала, что рынок покажет 1,5% прирост и составит 62,4 тыс. автомобилей.

Положительное воздействовали на рынок, по данным КАМАЗа, оказало сохранение активности в сегменте магистральных перевозок, рост цен на нефть в первом — третьем кварталах года. Среди негативных факторов — стагнация в строительном секторе, уменьшение ввода жилых домов, а также снижение инвестиций в основной капитал во втором квартале. Кроме того, сыграло роль завершение строительства крупных инфраструктурных проектов (Керченский мост, ЧМ-2018). В 2019 году в категории 14–40 тонн компании прогнозирует продажи на грузовом рынке на уровне 58 тыс. единиц. Факторами, влияющими на рынок, в следующем году станут дальнейший рост курса доллара, распродажа остатков 2018 года и снижение субсидий на покупку грузовой техники.

КРИЗИС ПРОИЗВОДСТВА

О ситуации в сфере производства на авторынке рассказал заместитель генерального директора «АСМ-холдинга» Александр Ковригин. Выпуск автобусов (включая микроавтобусы) вырос на 3,1% — до 43,9 тыс. Объем производства LCV — на 3,9% до 125 тыс. единиц. Одновременно с этим производство грузовиков снизилось на 0,5%. По итогам года парк легких коммерческих машин насчитывает 3774,4 тыс. единиц, грузовых автомобилей — 3341,1 тыс. и автобусов — 450,8 тыс. Суммарный прогноз компании по всем сегментам грузовиков (легкие, средние, тяжелые) на 2019 год составляет 164 тыс. ед. техники или прирост на 2,8%. Ожидания по автобусам — плюс 45 тыс. или +2,5%.

Производители опасаются, что не смогут выполнить все требования обсуждаемого в правительстве нового механизма господдержки, и просят кабмин их смягчить. Кабмин предлагает отменить часть программ господдержки и перейти на универсальный механизм «корпоративных программ международной конкурентоспособности», рассчитанных до 2024 года. Реформа может привести к сокращению госпомощи. Чтобы получить субсидию, компании должны непрерывно увеличивать выручку, сохраняя при этом долю экспортных продаж. 

Если ключевые показатели не достигнуты, выделение субсидий приостанавливается, пока нарушения не будут устранены. Если сделать это не удастся, производителям придется вернуть субсидии и выплатить штраф.

Однако в условиях волатильности рынков и санкционных рисков будет сложно гарантировать исполнение подобных жестких обязательств, предупреждают участники рынка. Кроме того, такой показатель абсолютно неприменим в отношении производителей высокотехнологичной продукции из-за длительных сроков разработки. В связи с этим следует установить для данного сегмента особые требования, считают производители. Кроме того, предлагается предусмотреть возможность корректировки обязательств той или иной компании в случае новых санкций против российских экспортеров. Перераспределение поддержки автомобилестроения в пользу проекта поддержки экспорта повлечет невозможность выполнения уже взятых обязательств, например, по заключенным специальным инвестконтрактам (СПИК), предупредил бизнес.

Александр Ковригин сделал подробный обзор системы господдержки и от имени компании предложил более эффективный, по мнению «АСМ-холдинга», подход к ее реформе. Представитель компании отметил, что объем помощи отрасли со стороны власти за последние 9 лет вырос в 324 раза. Правда, эффективность и принципы применения поддержки и впрямь вызывают сомнения. Согласно статистическим данным, удельный вклад автомобильной отрасли в ВВП страны уменьшился за последние 15 лет на 47%. Еще один неблагоприятный тренд: количество рабочих мест в отрасли за 9 лет сократилось на 113 тыс. чел., или на 29%, в автокомпонентной — примерно на 500 тыс. чел. Потерю квалифицированных кадров эксперты объясняют тем, что не осуществляются разработки новой продукции, но ведется лишь сборка иностранных изделий.

Применение методов по локализации «Промсборка-1» и «Промсборка-2», считают в компании, себя не оправдало. В связи с приходом новых игроков рынка Россия просто потеряла собственную автокомпонентную отрасль. К тому же действующая стратегия развития отрасли до 2025 года не содержит анализ риска применения санкций и план мероприятий по их нейтрализации. А ведь из-за введенных ограничений возникли существенные риски внезапной остановки предприятий автопрома, что может привести к существенным потерям для госбюджета. Конкурентоспособность продукции, согласно выводу компании, приходится обеспечивать за счет низкой заработной платы, что приводит к оттоку квалифицированного персонала за рубеж (в Европу, Китай и другие страны).

Эксперты предлагают модернизировать систему стратегического управления отраслью на основе целевых измеряемых показателей, отражающих государственные интересы (вклад в ВВП, рабочие места и пр.). Среди других рекомендаций — включить в стратегию развития автопрома отдельную программу обеспечения устойчивости отрасли к воздействию американский санкций. Эксперты «АСМ-холдинга» считают необходимым создать систему доступа к господдержке на основе равных условий для всех игроков. Субъективизм при принятии решений о поддержке вызывает, в частности, коррупционные риски. И эффективность мер в этом направлении, по мнению экспертов, необходимо оценивать именно с точки зрения влияния на измеряемые показатели отрасли с позиции государства: вклад в ВВП, рабочие места, экспорт, импорт и т. п. «Отрасль дотируют, но не дают развиваться, давя ценами на электроэнергию, налогами и так далее», — резюмировал Александр Ковригин.

В 2019 году положение российского автопрома будет осложнено, наряду с реформой господдержки, повышением НДС, снижением ввозных пошлин согласно требованиям ВТО, нестабильностью валютного курса рубля.

Михаил Ожерельев