Федеральной службе удалось значительно повысить регистрацию перевозчиков в системе «Платон». Теперь она может заняться весогабаритным контролем
Министерство транспорта подготовило новый пакет поправок к КоАП. В соответствии с ними, контроль за соблюдением весогабаритных норм на федеральных трассах будет передан Ространснадзору. На региональных автодорогах следить за перевесом будут органы муниципального управления. Дорожная полиция от необходимости измерять и взвешивать большегрузы будет освобождена.
С текстом предлагаемых поправок можно ознакомиться на Федеральном портале нормативных правовых актов.
Стоит отметить, что Ространснадзор и сегодня может осуществлять весогабаритный контроль транспортных средств. Однако возможности службы существенно стеснены: она не имеет доступа к базе автоматической фиксации нарушений, т.е. не может получать информацию от АСВГК, количество которых постоянно растёт.
Более того, до недавних пор сотрудники Ространснадзора не имели права самостоятельно останавливать транспортные средства на федеральных трассах. Им приходилось пользоваться помощью сотрудников ГИБДД, которые останавливали грузовики на постах весового контроля. Только в 2018 году Минтранс наконец утвердил новые требования, в которых разрешил инспекторам службы останавливать фуры.
Помимо Ространснадзора, осуществлять контроль за весом и габаритами транспортных средств могут еще два ведомства – таможня и МВД. Таможня по понятным причинам контролирует только «международников», а у дорожной полиции для отслеживания весогабаритных нарушений не хватает ресурсов – об этом сказано в пояснительной записке к проекту поправок.
Что случится, когда Ространснадзор получит полномочия?
Очевидно, что контроль за весом и габаритами большегрузов будет усилен. Чтобы представить возможные последствия, можно вспомнить о недавней передаче службе полномочий по контролю перевозчиков в системе «Платон».
8 июля 2018 года Ространснадзор начал отслеживать большегрузы, не зарегистрированные в системе. До этого за «уклонистами» следила ГИБДД, которая, впрочем, не имела право контролировать иностранных перевозчиков.
С первых же дней Ространснадзор начал «рубить с плеча»: дальнобойщики сообщили о лавинообразном росте штрафов, а уже в сентябре оператор «Платона» отчитался о рекордном росте количества новых регистраций.
Всего в 2018 году в системе зарегистрировалось более 180 тыс. большегрузов, хозяева которых решили, что платить за проезд по федеральным трассам всё-таки выгоднее, чем получать штрафы за неуплату.
Будет ли служба действовать столь же решительно в отношении перевозчиков, злоупотребляющих перевесом? Вопрос открытый; общие тенденции по ужесточению контроля за автотранспортной отраслью позволяют предположить, что именно так и будут развиваться события.
Связана ли передача полномочий с реализацией проекта федеральной АСВГК?
Вполне возможно. Ожидается, что уже в 2019 году на федеральных трассах появится 100 новых автоматических пунктов весогабаритного контроля, а к 2024 году их общее количество возрастет до 387. Ространснадзор обладает необходимой инфраструктурой для сбора и обработки информации (в Твери у службы есть собственный ЦАФАП – центр автоматической фиксации административных правонарушений). Опыт по контролю за неплательщиками «Платона» также можно назвать успешным; Ространснадзору удалось наладить взаимодействие с оператором системы, компанией РТИТС, которая, вполне возможно, станет концессионером федеральной АСВГК.
В целом же инициатива Минтранса является ожидаемым и предсказуемым шагом на пути к созданию всероссийской сети автоматического весогабаритного контроля, которая, по задумке её авторов, должна стать эффективным средством борьбы с перевесом.