Первые пункты контроля начнут работу уже в этом году
В прошлом году власти Ленобласти рассматривали возможность внедрения системы «Платон» на региональных автодорогах. Областные дорожники даже подготовили обращение в Минтранс. Они указывали на постоянно растущий объем трафика большегрузных автомобилей, следующих из других регионов России в Эстонию и Финляндию и обратно и разрушающих региональные дороги.
Федеральные власти эту инициативу не поддержали (для этого пришлось бы менять законодательство), и тогда в Ленобласти решили пойти другим путём – ввести региональную сеть АСВГК. Об этом глава «Ленавтодора» Денис Седов рассказал журналистам в августе 2018 года. А вчера, 13 марта, председатель комитета по дорожному хозяйству региона Юрий Заплатский поделился подробностями реализации этого проекта, который оказался на удивление масштабным и амбициозным.
Тотальный контроль
Заплатский рассказал, что в Ленинградской области появится более 100 рамок весогабаритного контроля, оснащенных оборудованием для фотовидеофиксации нарушений. Точное количество рамок не определено, но известно, что их будет не менее 108 и не более 144.
Масштаб впечатляет: для сравнения, проект федеральной АСВГК предусматривает установку 400 рамок контроля по всей России.
Для реализации проекта дорожники хотят привлечь инвесторов. Предполагается, что исполнитель будет определен в начале лета. Среди возможных кандидатов – «Швабе» и «Ростелеком», который, по сведениям «Коммерсанта», уже заявил о своей заинтересованности.
Предполагается, что каждый пункт АСВГК обойдется инвесторам в ₽40-70 млн. Таким образом, стоимость реализации проекта по предварительным оценкам может составить ₽4,32-10,08 млрд. Ожидается, что нововведение увеличит поступления в бюджет на ₽300 млн в год.
Реализация проекта, отмечает Заплатский, начнется уже в этом году.
Первые пункты АСВГК будут установлены на севере области, в Выборгском районе, дороги которого особенно страдают от транзитных фур. Именно плохое состояние дорог, по словам чиновника, является главной причиной создания системы: Ленобласти катастрофически не хватает средств на поддержание дорожной сети в нормативном состоянии.
Лишь бы работали
Одна из главных претензий к работе АСВГК заключается в недостаточной точности определения веса и габаритов транспортного средства. Несовершенство «умных весов» признают как их операторы, так и контролирующие органы. Показательный случай произошел в феврале этого года в Свердловской области: там неисправная система весового контроля выписала несколько сотен штрафов за перегруз машинам, вес которых не превышал установленные нормы. Прокуратура области впоследствии штрафы отменила.
- Вопрос в том, насколько корректно рамки будут работать. Возле каждой рамки должна быть система сигнализации – информационное табло, чтобы перевозчик мог провести контрольное взвешивание, узнать, есть ли у него перегруз, - рассказал нам председатель ОПР Сергей Алексеевич Владимиров.
При этом стопроцентной точности работы таких рамок добиться практически невозможно. Один из собеседников «Коммерсанта» отмечает, что при загрязнении дорожного полотна, в которое встроены датчики, система контроля перестаёт работать. Грязь на госномерах также позволяет водителю перегруженного автомобиля избежать штрафа.
В целом же стремление областных властей увеличить средства, выделяемые на строительство и ремонт региональных дорог, понятно. «Платон» заставил многих перевозчиков отказаться от федеральных трасс, объезжать их, пользуясь муниципальными дорогами - обычно менее качественными и более подверженными износу. Неудивительно, что их и без того неидеальное состояние ухудшается.
Cправка: штрафы за нарушение весовых ограничений для должностных и юридических лиц весьма значительны. Их сумма варьируется в зависимости от допущенного перегруза. За каждый факт нарушения, зафиксированный средствами автоматического контроля, предприниматель заплатит от ₽150 тыс. (если перегруз не превышает 10%) до ₽500 тыс. (если перегруз превышает 50%).