Представители ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко и Игорь Пасынков рассказывают, почему предложенные Минтрансом изменения в режиме труда и отдыха вредны не только для водителей и перевозчиков, но и для всей российской экономики.
Минтранс намерен ввести в ПДД новый раздел, который будет регулировать режим труда и отдыха водителей коммерческого транспорта. Им разрешат находиться за рулем не более 9 часов в сутки (2 раза в неделю это правило можно будет нарушить и провести за рулем до 10 часов). Жестко регламентируется порядок отдыха в рабочее время (один перерыв в 45 минут или два перерыва - 30 и 15 минут). В течении двух недель водитель должен проводить за рулем не более 90 часов. Чем может обернуться новая инициатива министерства? Рассуждает владелец транспортной компании Игорь Пасынков:
Я не понимаю, зачем вообще нужно вносить какие-то изменения в ПДД. Непонятно, каким образом инициаторы поправок собираются ограничить рабочее время 9 часами и зачем хотят поделить его на отрезки. Возникает множество вопросов: как и где останавливаться? Чем должны быть обусловлены моменты остановки? Как при этом учитывается физическое и психологическое состояние водителя? Наверняка авторы поправок приведут какое-то обоснование, закажут исследования у какого-нибудь физкультурного института. Думаю, что это будет откровенное фуфло. Единственная организация, которая способна проводить такие исследования – институт физиологии человека имени Анохина при РАН, а там фуфло не делают, и заказ такой брать не будут.
Непонятно, как совместить нормы ПДД с трудовым законодательством. В поправках говорится, что за 2 недели водитель может находиться за рулем не более 90 часов. Что такое 90 часов? Это – длина маршрута 3600 вкруг. Если мы выезжаем из Москвы, то максимальное наше достижение – Краснодар на юге, Петрозаводск на севере и Киров, Пермь и, может быть, Челябинск на востоке. Всё! Тюмень уже не попадёт, рейс на Тюмень обернется простоем в 4 дня. Что будет делать эти 4 дня водитель? Где и за чей счет он будет отдыхать? Никто не знает, а ведь это серьезный вопрос.
Я смотрю на карту, у нас очень большая страна. Разбить её на кусочки по две тысячи километров – разве это не смахивает на госпреступление?
Сегодня часто говорят о едином экономическом пространстве Роcсии, о его развитии. В недавнем послании к Федеральному Собранию Владимир Владимирович рассказал много хорошего о наших перспективах. И тут какие-то олухи собираются поделить страну на куски по 2000 километров. Каким образом в таких условиях развивать единую экономику?
Рабочими будут считаться и те дни, когда машина стоит на погрузке или ездит на базе. У нас есть устав автомобильного транспорта, есть правила перевозки грузов, они ограничивают время погрузки – но эти документы не работают, их никто не принимает в расчет. В реальности погрузка может продолжаться и сутки, и двое – куда всё это дело списывать, неужели в рабочее время? Я не говорю о замечательных рейсах в Читу, Хабаровск, Владивосток. Даже при 10-часовом рабочем дне, даже при шестидневной рабочей неделе рейс туда-обратно займет 25-28 дней! Как мы за 2 недели будем его бить?
Я не выступаю за режим труда и отдыха, подобный канадскому, где можно ездить 16 часов в сутки по 10 дней без передыха. Понятно, почему канадцы оказались в такой сложной ситуации: у них климат как у нас. Если нужно из Манитобы уехать на север Альберты и забраться еще севернее, чтобы завезти что-нибудь алеутам, по-другому никак. Даже американский режим там не подойдет.
Правда, канадцы, заехавшие в США, вынуждены соблюдать американский режим труда и отдыха; он очень простой и понятный. Рабочая неделя может быть 6- или 7-дневной, водитель должен находиться за рулем не более 10 часов в сутки и столько же времени должен отдыхать, причем отдых должен быть непрерывным. Что такое 10 часов отдыха в сутки? Это прибытие на стоянку, душ, ужин, сон, зарядка, душ и завтрак. Полноценный отдых! После этого у водителя начинается рабочий день – 14 часов, 4 из которых водитель может отдыхать, как ему заблагорассудится. Может все эти 4 часа проспать, а может сделать 5 перерывов по 40 минут – размяться, пройтись, пообедать. Он знает, что у него есть свободное время, и чувствует себя гораздо лучше.
Почему у нас пытаются превратить водителя в прибор, который нужно четко контролировать?
Я уверен, что люди, которые пытаются внести поправки в ПДД, далеки от тех задач, которые перед ними стоят. Они решают другую задачу – за счет экономики России пытаются обогатить тех, кто проталкивает тахографы с СКЗИ, прикрываясь бредовыми рассуждениями о повышении безопасности на российских дорогах. Но в результате этих действий не повысится ничего, кроме благосостояния отдельных личностей.
Рассказ предпринимателя дополняет Валерий Войтко:
Один момент хотелось бы отметить отдельно. Ежегодные затраты автоперевозчиков на тахографы, карты и обновление блоков СКЗИ по данным нашей ассоциации составляют 75-95 млрд рублей, выдернутых из экономики страны. Сумма невероятная: до неё далеко даже «Платону». При этом у нас нет ни одного серьезного аналитического исследования, которое показало бы, что тахографы каким-то образом сказываются на безопасности дорожного движения. Потому что они не сказываются на безопасности.
Мы стали свидетелями замены аналоговых тахографов на тахографы с блоком криптозащиты. Затраты были весьма серьезными.
Сейчас пошли разговоры о создании многофункциональных устройств, агрегатированных и с тахографом, и с ГЛОНАСС, и с «Платоном». Их снова придётся менять и тратить деньги?
Научно-технический прогресс не остановить, и с каждым его витком нам впаривают какие-то новые приблуды в качестве необходимых. Прикрываясь священной коровой – безопасностью дорожного движения – нас раз за разом будут заставлять приобретать "смарт", умные, интеллектуальные тахографы за свой счет. А раз речь идёт о грузоперевозках, то можно сказать, что за счет всей экономики, и все эти расходы так или иначе будут закладываться в стоимость транспортной услуги. И процессу этому я конца-края не вижу.