В Биробиджане всего за один месяц работы рамки весового контроля важнейшее коммунальное предприятие города – МУП «Водоканал» – в сумме оштрафовали почти на шесть миллионов рублей.
Не далее как две недели назад, в 11-м номере «Ди Вох», мы подробнейшим образом писали о конфликте, который разгорелся между руководством ООО «Безопасные дороги» – предприятием, которое отвечает за работу прибора весового и габаритного контроля, и местными предпринимателями, а также директорами предприятий и организаций, в технопарке которых есть грузовые автомобили. Последние считают, что такого рода дорожные инновации искусственно создают непреодолимые препятствия для нормальной хозяйственной деятельности. Вернуться к теме мы решили на конкретном примере.
Всего за один месяц работы рамки весового контроля важнейшее коммунальное предприятие города – МУП «Водоканал» – в сумме оштрафовали почти на шесть миллионов рублей.
– О том, что в городе будет работать пункт весового контроля, нас никто не предупреждал, – утверждает директор «Водоканала» Руслан Чулков. – Ни мэрия, ни ГИБДД, ни представители «Безопасных дорог». Причем у весового контроля даже предупреждающих дорожных знаков не выставили, хотя были обязаны. В январе нам стали приходить штрафы за превышение нагрузки на ось. Как вы знаете, по старому мосту движение грузовых автомобилей запрещено, так что попасть в другую половину города можно только по новому мосту, где и находится пункт весового контроля. Другой дороги нет! Эта рамка фиксирует на наших «КамАЗах» перевес на заднюю ось: триста, пятьсот, восемьсот килограммов...
В общей сложности
мы получили 24 штрафа на сумму 5,9 миллиона рублей. Что будет с нашим предприятием, если мы заплатим эти штрафы, думаю, никому объяснять не надо. А главное, совершенно непонятно, как в таких условиях работать дальше.
Как объяснил Руслан Валерьевич, проблемные «КамАЗы» – две бочки, предназначенные для откачки сточных вод. В Биробиджане есть две канализационно-насосные станции: одна на Советской, другая по ту сторону реки, за госпиталем. Каждая автобочка обслуживает свою половину города и без особой надобности весовую рамку не пересекает. Но коммунальное хозяйство – такая сфера, где всё всегда ломается. То машины, то насосы, то трубы лопаются... И тогда всевидящую рамку можно пересекать по сто раз на дню, получая штрафы пачками. Конечно, есть альтернатива: можно блюсти современные дорожные требования – и оставить город тонуть в нечистотах.
– В Аремовском переулке была авария на сетях, прорвало трубу на пятьдесят сантиметров, – припомнил недавний случай Чулков. – Без воды остался целый район города. Чтобы ликвидировать аварию, необходимо было подогнать тяжелый экскаватор на грузовике. Я связываюсь с мэрией, чиновник звонит Рыбьякову (руководитель ООО «Безопасные дороги ЕАО» – прим. ред.), тот отвечает: «Получите временное разрешение на проезд тяжелой техники у Турбина». Турбин – это начальник областного управления автомобильных дорог, и разрешение такое делается сутки.
Как мне оперативно ликвидировать порыв, если только разрешение на подвоз техники ждать целые сутки?! Людям что, без воды сидеть?!
– Я посмотрел технические характеристики «КамАЗов» и весовой рамки, – подключился к нашему разговору юрист «Водоканала» Александр Фишбух. – В бочку «КамАЗа» входит десять «кубов» воды. Туда нельзя влить больше – насосное оборудование отключается автоматически. И по правилам дорожного движения мы не вправе заливать меньше, поскольку с полупустой бочкой машину начнёт сильно раскачивать на дороге, а это очень опасно. С полной загрузкой автомобиль весит 20,5 тонны. Предельная нагрузка на ось на пункте весового контроля – 10 тонн. То есть даже при полной загрузке мы не должны были превысить указанных параметров. Между тем сами производители весовой рамки заявляют, что погрешность – как в ту, так и в другую сторону – может быть до десяти процентов. Это значит, что превышение на ось – даже если бы оно и было – не должно быть наказуемо до одной тонны. А мы получаем штрафы за перевес в триста килограммов. Это, между прочим, 250 тысяч рублей. За пятьсот килограммов – 300 тысяч рублей, за восемьсот – 400 тысяч. И непонятно, как вообще они там проводят свои замеры и откуда берут такие суммы.
Мои собеседники объяснили, что нагрузка по автомобильным осям распределяется неравномерно. Ещё более неравномерно она распределяется у машин, перевозящих жидкие грузы: нефть, молоко, воду... Для них существуют особые методики расчётов. Машину с полной загрузкой взвешивают на идеально ровной площадке, после того как она минут пятнадцать постоит, и жидкость в ёмкости устаканится.
Ещё момент: «Водоканал» относится к предприятиям, которые в чрезвычайной ситуации обязаны исполнять требования областного управления МЧС. Случись пожар, авария или ещё что, директор МУПа должен немедленно прислать технику к месту бедствия, независимо от того, есть по пути пункт весогабаритного контроля или нет. Даже не сомневаюсь: потом никого не будет интересовать, при каких обстоятельствах «КамАЗы» «Водоканала» заработали очередной штраф.
От избытка жалоб владельцы чудо-рамки таки перевели её в тестовый режим и данные на нарушителей в ГИБДД пока не передают.
А руководство «Водоканала» меж тем обратилось в суд по всем 24 эпизодам с требованием отменить уже наложенные санкции. Как сообщил в минувший понедельник Чулков, в шести случаях уже удалось отбиться, по остальным искам разбирательства ещё предстоят.
Хороший пример для других руководителей предприятий и организаций, которые считают выписанные на них штрафы несправедливыми. Думаю, массовая правовая практика заставит ООО «Безопасные дороги» подойти к выполнению порученной работы более... взвешенно.