В регионах России автоперевозчики всё чаще встречаются с неисправными АСВГК, которые выписывают штрафы по поводу и без. Водители и предприниматели ищут справедливости, обращаясь к местным властям и правоохранительным органам.
Автоматические системы весогабаритного контроля, как грибы после дождя появляющиеся на федеральных и региональных автодорогах России, вызывают многочисленные нарекания со стороны перевозчиков. Главная претензия к «умным весам» – их техническое несовершенство; АСВГК нередко выписывают штрафы большегрузам, вес и габариты которых не превышают установленных норм. При этом штрафы выписываются в автоматическом режиме: перевозчики могут узнать о них постфактум, спустя несколько недель.
Положение осложняется и тем, что в регионах установкой и обслуживанием АСВГК занимаются разные подрядчики, использующие разное оборудование, программное обеспечение и т.д. Где-то уполномоченные органы признают технические неполадки, аннулируют штрафы, в законности которых возникают сомнения, дополняют пункты контроля информационными табло, чтобы водители могли в реальном времени узнать о перевесе. В других же местах власти не спешат идти навстречу предпринимателям, оставляя их просьбы и требования без внимания. Всё чаще перевозчики обращаются в различные инстанции, пытаясь хоть как-то повлиять на ситуацию.
«Весовой контроль – это бизнес-проект»
«Объединение перевозчиков города Казани» обратилось в прокуратуру Татарстана с просьбой обязать власти республики проводить контрольное взвешивание большегрузов в каждом случае, когда АСВГК фиксирует превышение допустимого веса. Точность весов, расположенных на региональных автодорогах, по мнению предпринимателей оставляет желать лучшего.
– Стратегию развития весогабаритного контроля в Татарстане приняли в тихую, перед новогодними праздниками, - рассказал нам председатель объединения Владислав Абрамов. - После Нового года мы пришли в администрацию президента республики, попросили собрать все заинтересованные стороны. На встречу явились представители ГИБДД, Минтранса, Ространснадзора и ГБУ БДД – учреждения, которое занимается реализацией стратегии. Оказалось, что в Минтрансе, Ространснадзоре и ГИБДД ничего об этой стратегии не слышали! Только ГБУ БДД были «в теме»: они её разработали, подсунули премьер-министру на подпись и теперь внедряют. На это выделен 571 миллион рублей.
Перевозчики утверждают: в 5% случаев погрешность выходит за установленные производителем АСВГК пределы; получается, что каждое 20 измерение абсолютно некорректно.
– На встрече все покивали головой, сказали – всё понимаем, подумаем, но после этого никакой реакции не последовало. Теперь мы обратились в прокуратуру, – объясняет Абрамов.
На данный момент региональные АСВГК в республике работают в тестовом режиме: штрафы за перевес не выписываются. Перевозчики, однако, опасаются, что когда весы заработают в полную силу, могут повториться события, произошедшие в Свердловской области, где «взбесившаяся» рамка штрафовала даже порожние большегрузы.
– Для индивидуального предпринимателя, у которого одна машина, штраф в 500 тысяч рублей – это выход из бизнеса. Нас будут выбивать по одному. В республике таких предпринимателей – 40% от общего числа перевозчиков; значит, до 40% перевозчиков могут прекратить существование. Платон, тахография, весовой контроль – это бизнес-проекты. О сохранности дорог и безопасности дорожного движения речи не идёт. Шансов у нас мало. Но настанет день, когда наши письма понадобятся. Если нас спросят: почему вы раньше молчали, то мы ответим, что мы не молчали, просто нас не слушали, - резюмирует Абрамов.
«Возвращать деньги никто не хочет»
В столице Еврейской автономной области сложилась еще более сложная ситуация. АСВГК, установленная перед мостом через реку Биру, разделила Биробиджан на две части. Из-за неё страдают не только перевозчики (некоторые из них уже отказываются от грузов, которые нужно перевезти на другой берег), но и производственные и даже коммунальные предприятия. Местный водоканал уже получил 24 штрафа на 6 миллионов рублей.
Предприниматели пытаются достучаться до властей, но несмотря на поддержку городских депутатов, особых успехов им добиться пока не удалось. Единственное достижение – 10-дневный мораторий, во время которого АСВГК хотели «откалибровать».
– Из Хабаровска должны были прибыть метрологи и произвести поверку оборудования, – рассказал нам председатель отделения партии «Опора России» в ЕАО Валерий Бардыш. – Но пока они до нас не доехали. Мы направили запрос в прокуратуру, чтобы выяснить правомерность установки рамки, провели рабочую встречу с правительством области. Пока официальных ответов не получили.
Создается впечатление, будто процесс затягивают, хотят увести в другую сторону, свести всё к тому, что весы исправны, а перевозчики ездят с перевесом.
Если рамка работает некорректно, то вынесенные ей штрафы придётся отменять, а оплаченные – возвращать. Но общая сумма штрафов уже перевалила за 100 млн. рублей; отдавать эти деньги, уверен Бардыш, никто не хочет.
– Один предприниматель возил на свою базу отдыха уголь. За 2 месяца получил штрафов на 10,5 млн рублей. Эти деньги он хотел направить на подготовку детского лагеря к летнему сезону, но теперь отдых детей под вопросом, – рассказывает председатель «Опоры России» в ЕАО.
Исключение из правил
В качестве примера сравнительно эффективного взаимодействия между перевозчиками и местными властями можно привести Нижегородскую область, где некорректно работавшие рамки весогабаритного контроля в 2017 году выписали штрафов более чем на миллиард рублей.
Обращение в прокуратуру тогда не помогло. Председатель союза нижегородских перевозчиков «Волга» Михаил Окунев, попросивший правоохранителей проверить АСВГК на соответствие требованиям российского законодательства, получил отказ: прокуратура не нашла оснований для проведения проверки.
Проблемами перевозчиков, однако, заинтересовался губернатор области Валерий Шанцев. В сентябре 2017 года он поручил откорректировать работу АСВГК и проработать вопрос установки информационных табло для моментального информирования водителей о перевесе. В ходе калибровки выяснилось, что рамки контроля действительно работали некорректно: штрафы были отменены. Установка информационных табло затянулась, но и этот вопрос, судя по всему, будет решен в ближайшее время – деньги из областной казны уже выделены.
Уровнем выше
На федеральном уровне интересы перевозчиков представляют крупные транспортные компании, владельцы автопарков и объединения, которые взаимодействуют непосредственно с Минтрансом. Процесс разработки и внедрения АСВГК отслеживает специальная рабочая группа, пожелания и предложения которой учитываются и рассматриваются чиновниками министерства.
Недавно стало известно, что Минтранс ведёт работу над унификацией нормативно-правовой базы для региональных и федеральных АСВГК. В ходе прошедшей недавно в Москве конференции «Грузовые автоперевозки-2019. Вызовы и возможности» и.о. директора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Григорий Волков рассказал, что требования к оборудованию АСВГК будут едины на всех дорогах России.
– Требования к перевозчикам и системам АСВГК <должны быть> одинаковы по всей стране, чтобы перевозчику не приходилось разбираться, почему в одном месте он был оштрафован, а в другом нет, – пояснил чиновник.
При этом у федеральной системы будет единый оператор, а у региональных сетей – разные. Такую позицию Минтранс объясняет стремлением не допустить возникновения монополии.
Игра в одни ворота
Для перевозчиков внедрение АСВГК – событие, по важности сравнимое разве что с появлением «Платона». Техническое несовершенство оборудования вкупе с огромными штрафами может свести на нет все плюсы автоматического весового контроля и нанести ощутимый удар по отрасли в целом. Предприниматели пытаются на всех уровнях взаимодействовать с представителями власти и надзорных органов, добиваясь необходимых для корректной работы "умных весов" изменений.
На федеральном уровне взаимодействие налажено. О его эффективности говорить пока рано: работа над федеральной сетью АСВГК далека от завершения, но риторика министерства позволяет надеяться, что в ходе этой работы пожелания перевозчиков будут учтены.
В регионах же бизнес вынужден отстаивать свои права, обращаясь в различные инстанции и доказывая местным властям и надзорным органам необходимость изменений. Чаще всего предприниматели сталкиваются с безразличием чиновников.
– Это игра в одни ворота. Люди пишут куда только могут, но никто их не слышит,
– рассказал нам председатель «Объединения перевозчиков России» Сергей Владимиров, – Задача нашего правительства не «настроить» отрасль, а дожать её.
Редкие случаи успешного взаимодействия между региональными властями и перевозчиками, по мнению эксперта – исключения из правил, которые, к тому же, не решают главной проблемы.
– Без контрольных весов АСВГК неэффективна, – рассуждает он, комментируя ситуацию в Нижегородской области. – Высветился перегруз на информационном табло, а что делать водителю? У него нет контрольных весов, нет возможности доказать свою правоту. Приходится ехать дальше, зная, что и на следующей рамке снова будет перевес. У перевозчика должна быть возможность произвести контрольное взвешивание, а в случае, если перевес подтвердится, устранить его. Если у правительства будет стоять задача контролировать вес большегрузов, <рядом с АСВГК> должны появиться контрольные весы. А пока это только зарабатывание денег.