Объем контрабанды, ввозимой в Россию из Беларуси, без преувеличения огромен. Фуры с санкционкой на российских дорогах задерживают чуть ли не ежедневно. Как работают и сколько получают их водители?
Белорусские товары стали глотком свежего воздуха для россиян, лишившихся многих европейских продуктов после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. К удивлению наших соотечественников, на прилавках появились экзотические фрукты и даже морепродукты белорусского производства. Все это, конечно, ввозилось в Беларусь из европейских стран.
Объемы контрабанды по понятным причинам точной оценке не поддаются, но эксперты утверждают, что ежегодно в Россию ввозятся сотни тысяч тонн нелегальной продукции. Большегрузы с «санкционкой» на дорогах России задерживают чуть ли не ежедневно. В ноябре 2017 года Минфин предложил приравнять незаконный ввоз европейских фруктов к ввозу ядовитых веществ и взрывчатки.
Накипело!
За первые 7 дней апреля на российско-белорусской границе было задержано 36 большегрузов, доверху набитых санкционными грушами, яблоками и другими фруктами. Машины везли товар без необходимых документов. Реакция Россельхознадзора не заставила себя ждать: служба запретила ввоз груш и яблок из соседнего государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко в ответ пригрозил отказаться от российской нефти, переведя конфликт из торговой в торгово-политическую плоскость. Ему есть, что защищать:
поставщики иностранной продукции, которая ввозится в Беларусь для дальнейшего транзита в Россию, платят в бюджет установленные законом сборы и налоги.
Журналисты иронично называют контрабанду продовольствия в Россию важной статьёй доходов для Беларуси. Обеспечивают эти доходы ушлые коммерсанты, а возят продукцию самые обычные белорусские водители, даже не пытающиеся скрывать «серые» схемы, которыми пользуются. С одним из них побеседовали журналисты новостного портала «Белорусский Партизан».
Без проводника не обойтись
Водитель большегруза, представившийся Сергеем, рассказал, что «переодевание» груза начинается в Беларуси. Из Европы в страну въезжает большегруз с санкционной продукцией. На границе он проходит растаможку по всем правилам: перечисления уходят в госбюджет. Затем машина прибывает на один из складов в окрестностях Минска, где санкционку перегружают в другое транспортное средство. Клеймо страны-производителя, расположенное на паллетах, срезают обычной болгаркой, а на свежей древесине ставят белорусскую маркировку. Так европейские яблоки и груши становятся белорусскими.
Затем водитель получает документы на груз, в которых указана конечная точка маршрута, находящаяся на территории Беларуси. Это делается для того, чтобы у местных правоохранителей, которые могут остановить грузовик на пути к российской границе, не возникло никаких вопросов. Машины движутся в сторону России и останавливаются в специально оговоренных местах за несколько десятков километров до границы. В этих местах собираются целые караваны большегрузов. Местные «проводники» показывают им маршрут по глухим проселочным дорогам.
- Водитель, проехавший по такому маршруту, поверьте, никаких дорог больше не боится, - рассказывает Сергей.
Караван прибывает к «дырке» в белорусско-российской границе. Там их встречают российские «проводники». Сергей рассказал, что в последний раз это были сотрудники полиции «в гражданском». Их задача – проконтролировать, чтобы фуры прошли через границу и не попались на глаза случайным наблюдателям. С каждого водителя они берут по 100 долларов.
Когда грузовики попадают на дорогу, их снова встречают проводники, которые раздают водителям пломбы и липовые документы («в прошлый раз я вёз в Россию польские яблоки, а по документам получалось, что я перевозил какое-то оборудование»). Караван сопровождают до места прибытия: в последний раз Сергей возил контрабанду в Санкт-Петербург, его машину сопровождали до питерского КАДа.
– Как показывает практика, гаишники к фурам равнодушны. Даже если остановят транспортники, с водителя взятки гладки: основной удар приходится на владельца машины. Его оштрафуют, а фуру арестовывают на пару месяцев, чтобы товар успел испортиться, - объясняет Сергей.
В таких случаях, рассказывает водитель, фирма чаще всего закрывается, а её бывший владелец оформляет новое предприятие на подставное лицо и вновь начинает незаконную деятельность – потому что деньги там крутятся большие, лишаться их не хочет никто. Неплохо получают и водители: если везти груз из Европы через Беларусь в Россию, то можно заработать полторы и даже две тысячи долларов. А за рейс Беларусь-Россия платят меньше, около $400.