← Автомобильные грузоперевозки

«Когда здоровенные фуры с камнями двигаются по центру города, это неправильно»

petrosovet.info

Власти карельской столицы в рамках программы "Безопасный Петрозаводск" уже этим летом установят первые знаки, ограничивающие движение большегрузного транспорта по городским улицам. Об этом рассказал председатель Петросовета Геннадий Боднарчук.

В марте этого года в Петрозаводске состоялось первое заседание профильной рабочей группы по улучшению транспортной инфраструктуры и логистики карельской столицы. В нем приняли участие депутаты Петросовета, представители городской администрации и ГИБДД. 

Они рассмотрели предложения по улучшению организации движения грузового транспорта и повышению безопасности на улицах города. В частности, инициативу об ограничении движения грузовиков, с которой выступил председатель Петросовета Геннадий Боднарчук. Мы расспросили его о том, как и когда начнет реализовываться этот проект.

- Расскажите, почему именно сейчас городские власти подняли этот вопрос?

- Потому что проблема большегрузного транспорта в Петрозаводске приобрела катастрофические масштабы. К нам в Петросовет поступает очень много жалоб от горожан на фуры торговых сетей, которые при разгрузке товаров преграждают тротуары, улицы и въезды во дворы. По дорогам города ездят многотонные машины, которые перевозят крупногабаритные грузы, они наносят огромный ущерб асфальтовому покрытию и создают пробки.

Кроме этого, в Петрозаводске в последние годы резко увеличилось количество ДТП с участием грузовых машин, зафиксированы даже смертельные случаи при таких авариях. Есть данные о том, что большегрузы ездят по аварийным мостам в нарушение знаков, ограничивающих движение по весу. 

В ГИБДД разделяют нашу тревогу: когда здоровенные фуры с камнями двигаются по центру города, это неправильно. Мы должны принять незамедлительные меры по урегулированию сложившейся ситуации.

- Какие конкретные решения были приняты после заседания рабочей группы?

- По итогам заседания рабочей группы совместно с администрацией мы приняли решение о выделении 3,5 миллионов рублей на установку первых знаков, которые появятся на улицах города и ограничат движение большегрузного транспорта.

На первом этапе мы не говорим о полном запрете. Сначала будут вводиться ограничения по времени - чтобы грузовики ездили только в ночное время, и появится ограничение по въезду на центральные улицы. Кроме этого, новые знаки позволят по четным и нечетным дням запрещать парковку автомобилей на улицах города, что улучшит качество уборки и даст ГИБДД возможность бороться с брошенными автомобилями, которые стоят на разрешенных парковочных местах и летом, и зимой. Раньше их никак не могли эвакуировать.

- Как и когда это будет реализовано?

- Поскольку мероприятия по установке знаков довольно затратные, все будет зависеть от финансирования. Нельзя просто поставить знаки при въезде в город и весь поток грузовиков ими ограничить. Нет, знаки должны стоять на всех улицах, где вводятся ограничения, поэтому на установку требуется достаточно большая сумма.

Мы посчитали, что общая потребность составляет порядка 10-12 миллионов рублей. На первом этапе в городской казне в рамках программы "Безопасный Петрозаводск" нам удалось изыскать первые 3,5 миллиона. Установка знаков начнется уже этим летом. 

На первом этапе будет ограничен въезд большегрузного транспорта на территорию Петрозаводска в дневной период времени. Вечером и ночью грузовики смогут спокойно передвигаться по городу. 

И появится ограничение движения по центральным улицам. Это план на ближайшие месяцы. А затем, по мере финансирования, ограничения будут распространяться на все улицы Петрозаводска. При этом пока останутся свободными для грузовиков объездные магистрали. Например, дорога по Древлянке через Кукковку и Ключевую до трассы на Ошту.

- Уже есть список конкретных адресов по установке ограничивающих знаков?

- Этот список мы составим в мае на очередном заседании рабочей группы совместно с ГИБДД. В нем будут конкретные адреса и конкретные знаки, которые установят летом в рамках первого этапа финансирования.

- Вы готовы к тому, что последует негативная реакция со стороны торговых сетей?

- Да, готовы. Но пока никакой негативной реакции нет. Думаю, что крупные сетевики понимают и суть проблемы, и необходимость ее решать. Мы, конечно, посмотрим, как будут развиваться события. Но в качестве одного из вариантов мы предлагаем внедрить практику, которая успешно работает в европейских городах, да и у нас в России постепенно приживается. Наравне с введением запрета на перемещение большегрузов по городу, она предусматривает строительство логистических центров при въезде в населенные пункты. В Москве и Санкт-Петербурге фуры давно уже разгружаются в специальных центрах на окраинах, а грузы доставляются в магазины малотоннажным транспортом.

- Но ведь строительство таких логистических центров потребует времени…

- На самом деле логистические центры на окраине Петрозаводска уже есть. Например, на Заводской у нас стоит огромный центр с морозильниками, холодильниками и т.д. А если бизнес будет активнее, то сможет построить аналогичные за короткие сроки. К тому же, в городе есть достаточно много баз, которые предлагают подобные услуги.

Несмотря на то, что какие-то улицы останутся открытыми, мы все-таки уже сейчас рекомендуем крупным торговым сетям задуматься о создании перевалочных баз и логистических центров в ближайшем пригороде.

Кстати, переход торговых сетей на перевозки в пределах города малотоннажным транспортом – чего мы, собственно, добиваемся, - даст не только безопасность, но и увеличение рабочих мест. Будет расти парк автомобилей до 5 тонн, и водителями будут работать петрозаводчане, то есть местные жители.

- Существуют ли юридические сложности при внедрении в городе этих ограничений? Должен быть выпущен какой-то нормативный акт?

- Нет, это входит в полномочия администрации, которая согласовывает списки с ГИБДД и просто устанавливает знаки. Сложности только с финансированием, поскольку, как я уже сказал, это довольно затратные мероприятия.

- Но затем достаточно остро встанет вопрос контроля. Ведь наверняка найдутся водители, которые будут нарушать ограничения…

- Очень многое будет зависеть от работы ГИБДД. Сейчас мы активно сотрудничаем, в ведомстве знают об этих проблемах и полностью поддерживают городские власти.

В городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, - этот вопрос регулируется федеральным законодательством, и штраф за нарушения составляет 5 тысяч рублей. У нас будет действовать штраф 500 рублей, и в местный бюджет он не попадет. Но в данном случае это не принципиально – мы не стремимся этими штрафами пополнять городскую казну, наша цель – обеспечить безопасность на дорогах Петрозаводска.

Да, нарушения наверняка появятся, и городские власти будут работать совместно с ГИБДД, чтобы их пресекать. Контроль за соблюдением водителями грузового транспорта установленных ограничений – важный вопрос при введении запрета на въезд большегрузов в центр города. Решить его поможет внедрение в Петрозаводске комплексной системы видеофиксации нарушений ПДД. Сегодня на городских улицах совместно с ГИБДД установлено несколько видеокамер, однако для такого города как Петрозаводск их явно недостаточно. Необходимо прорабатывать вопрос об увеличении числа стационарных камер видеофиксации.

- Насколько нам известно, в городе будут проводиться и другие мероприятия в рамках программы "Безопасный Петрозаводск", касающиеся транспортной инфраструктуры. Какие именно?

- В рамках программ "Безопасный Петрозаводск" и "Умный город" будут выделены 2 миллиона рублей на установку специальных датчиков и светодиодов на нерегулируемых перекрестках – у нас появится мигающая разметка. Как только человек подходит к пешеходному переходу, его фиксирует датчик, и разметка загорается. Это очень удобно для водителей, особенно в темное время суток, когда обычная разметка не видна. 

Мы будем устанавливать датчики и светодиоды именно на нерегулируемых перекрестках, потому что на сегодняшний день они являются наиболее опасными участками дорог. Уверен, что эта дополнительная мера позволит Петрозаводску сделать еще один шаг на пути к безопасности.


Записала Наталья Захарчук