Вот уже два года в Астраханской области не утихают споры по поводу камер фотовидеофиксации. В 2017 году систему только начинали внедрять и настраивать, в 2018-м она заработала в полную силу и вот теперь, наконец, можно подвести первые итоги и сравнить показатели.
Чаще всего про камеры на дорогах вспоминают с привязкой к бюджету: мол, надо собрать с нарушителей побольше денег в дорожный фонд, отремонтировать асфальт. И гораздо реже всплывает в разговорах куда более важная миссия: предотвращение ДТП, сохранение человеческих жизней. И хотя напрямую эти две задачи друг другу не противоречат, все же в идеале система стремится именно свести аварии к минимуму, а вовсе не увеличить сборы средств. Впрочем, до этого прекрасного будущего нам еще далеко.
Вот что говорит нам сухая и беспристрастная статистика (гибдд.рф/r/30):
В 2016 году, когда система фотовидеофиксации в области не работала, за год произошло 1305 ДТП.
В 2017-м, когда происходил пробный запуск и наладка оборудования, было зафиксировано 1238 аварий.
А в 2018-м, когда «Ростелеком» запустил систему в полную силу — 1196 ДТП.
Можно проследить не резкое, но вполне заметное уверенное снижение аварий на 9% всего за два года.
И это при том, что количество автомобилей на дорогах растет.
Конечно, сами по себе камеры не могут предотвратить ДТП, но срабатывает другой фактор: психологический.
Даже самый недисциплинированный водитель не захочет нарушать правила прямо перед камерой, ведь это может дорого стоить.
А где нет нарушений — там и аварий, как правило, нет. Жадность в данном случае – действенная мотивация. Тем более, как мы видим, это работает.
Причем работает не только с «мелкими» нарушениями, как можно было бы подумать. Количество смертей в ДТП уменьшилось за два года более впечатляюще: в 2016-м году в авариях на территории Астраханской области погибло 120 человек, а в 2018-м году — 93: на 22,5% меньше.
При этом если сравнить первый квартал 2019 года и тот же период 2018-го, то станет понятно, что снижение продолжается. В прошлом году за первые три месяца в ДТП погибло 17 человек, а в этом 12.
Конечно, слишком оптимистично было бы надеяться, что когда-нибудь смертность в автокатастрофах сойдет на нет, но культура вождения в городе повышается, это нельзя не отметить.
Изменилось и сознание водителей большегрузов. Постепенно уменьшается количество зарегистрированных нарушений весогабаритных показателей.
Глава муниципального образования «Лиманский район» Яков Феньков: «Мы постоянно занимаемся ремонтом дорожного полотна, но ведь намного лучше иметь возможность его сохранить. Перегруженность фур на дорогах ведет к разрушению асфальта. Но благодаря решению установить комплексы весового и габаритного контроля ущерб, наносимый местным трассам большегрузным транспортом, удается свести к минимуму».
Машины с «лишним весом» — это ведь не только критическая нагрузка на асфальт, который рассчитан на своем другое давление. Это еще и постоянный риск аварий:
не так давно на трассе Астрахань – Образцово-Травино тюк сена, выпавший из грузовика, разбил внедорожник «Хендай».
А буквально на днях в центре города из кузова на дорогу (к счастью, пустую) вывалился целый поддон кирпичей. К тому же при перегрузе у автомобилей могут отказать тормоза, лопнуть покрышки. А стоит водителю чуть не рассчитать траекторию — и прицеп вместе с содержимым может и опрокинуться. Если предпринимателей не останавливает страх за чужие жизни, то вот жадность и нежелание платить крупные штрафы — дисциплинирует довольно быстро.
Возможно, в скором времени в городе и области уже нельзя будет встретить грузовик, из кузова которого по всей дороге будет рассыпаться земля, сено, гравий и прочие «подарки» для попутчиков. Недовольные водители, перевозящие сено ненадлежащим образом и получившие непомерные штрафы в прошлом году, в этом – стали грамотно распределять груз и заботится о его упаковке.
Сейчас в Астраханской области работают пять автоматизированных комплексов весогабаритного контроля. Регион — один из первых в стране, где внедряется эта система. И опыт признан удачным.
Не так давно Минтранс представил паспорт государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). До 2024 года на федеральных трассах должны появиться 387 пунктов весового контроля. В числе ключевых задач – обеспечение равных условий для перевозчиков и сохранности дорог. По словам представителей министерства, законопослушные участники рынка перевозок выступают за создание такой системы.