Годы застоя и пятилетка падения реальных доходов не только оставили большинство населения без сбережений, но и загнали в долги перед банками. Любое ухудшение ситуации грозит экономическим, а то и социальным взрывом. Станут ли триггером цены на топливо?
Цены на топливо — как оптовые, так и розничные — могут резко вырасти. Письмо с таким предостережением написали вице-премьеру Дмитрию Козаку Независимый топливный союз и Российский топливный союз — структуры, объединяющие владельцев независимых АЗС и трейдеров, торгующих нефтепродуктами.
В своем послании они указывают на тот факт, что всего за месяц, с 15 апреля по 15 мая, на бирже цены на бензин марки Аи-92 выросли на 23 процента, на бензин Аи-95 — 18,5 процента, на дизельное топливо — 2,5 процента. Мелкооптовые отпускные цены для независимых АЗС также постоянно повышаются, что уже сказалось на рознице ряда регионов. Особенно неприятная ситуация складывается на Дальнем Востоке. Если не принять меры, может повториться ситуация прошлого года, когда сначала возник дефицит бензина и дизельного топлива, а затем резко подскочили цены.
Вице-премьер на письмо, просочившееся в прессу, ответил публично. Напомнил о действующем моратории на повышение оптовых цен на топливо, который подписали правительство и все крупные нефтяные компании. Правительство, дескать, ситуацию отслеживает и пока необходимости принимать какие-то меры не видит.
Козаку с высоты его положения, конечно, виднее, чем владельцам независимых АЗС. Вот только что-то подсказывает, что паникуют последние не без оснований. Косвенно это подтверждает демонстративный шаг «Роснефти», которая остановила строительство крупного нефтеперерабатывающего комплекса на Дальнем Востоке, поскольку переработка нефти в России нерентабельна. В официальном заявлении «Роснефти» от 15 мая указывается, что проект, инвестиции в который оцениваются самой компанией в 1,5 триллиона рублей, заморожен, а 90 миллиардов уже сделанных инвестиций списаны в убытки. «За последние годы в Налоговый кодекс было внесено около 50 существенных изменений, прямо и негативно влияющих на инвестиционные проекты в нефтепереработке и нефтехимии… Компания была вынуждена объявить о приостановке финансирования проекта на данном этапе и, после обсуждений с международными аудиторами, признать соответствующие списания», — говорится в сообщении.
Более того, компания отказалась от планов модернизации своих НПЗ и, по сообщениям, готовит их к продаже. С резкой критикой налогового маневра, который сделал переработку нефти в России нерентабельной для ряда компаний, выступила и «Газпромнефть». А тут еще история с банкротством крупнейшего в стране независимого Антипинского НПЗ, новенького, только в прошлом году пущенного комплекса, способного на глубокую переработку нефти.
Одним словом, вероятность того, что цены летом будут скакать, высока, что бы там ответственно ни заявлял вице-премьер Дмитрий Козак.
Казалось бы, ничего нового. У нас правительство каждый год перед посевной о чем-то с нефтяниками договаривается, а потом цены на бензин взлетают. Сто раз так было. Однако проблема в том, что сейчас ситуация особенно хрупкая. Скачок цен на топливо обычно бьет не только по автовладельцам. Выросшие расходы на доставку продуктов в магазины очень быстро сказываются на розничных ценах. А население после десятилетия застоя и пятилетки снижения реальных располагаемых доходов далеко не в лучшей форме.
По данным последнего опроса «Левада-центра», две трети сограждан — 65 процентов — живут без сбережений. И не по каким-то принципиальным соображениям, а из-за банального отсутствия средств. Примерно столько же — 69 процентов — вынуждены экономить. На еде, бензине, услугах ЖКХ. В прошлом году россияне — и это уже данные Росстата — направили на сбережения минимальную за последние 20 лет долю своих доходов. Хуже было только в 1998 году. И уж совсем плохо с уровнем потребительского доверия. Этот показатель складывается из перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Так вот, он в первом квартале этого года оказался на историческом минимуме.
Отсутствие сбережений и затягивание поясов — это только одна сторона медали. Рост задолженности населения перед банками стремительно растет. Только за прошлый год сумма долга выросла почти на четверть и вплотную приблизилась к 15 триллионам рублей. В первом квартале темпы роста еще ускорились, и население по состоянию на 1 апреля должно банкам уже 15,5 триллиона. Это вызывает серьезную обеспокоенность ЦБ. Буквально на днях первый зампред Банка России Дмитрий Тулин, выступая на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам, в очередной раз предупредил о кредитной ловушке, в которую рискуют попасть банки и их заемщики.
Иными словами, уже сейчас малейшее ухудшение экономической ситуации грозит массовыми личными банкротствами и кратным увеличением нагрузки на судебных приставов. От общеэкономической ситуации ничего хорошего ждать не приходится. По данным Росстата, рост неожиданно резко замедлился. Российская экономика и так балансирует на грани рецессии. Станут ли цены на бензин последней каплей, которая спровоцирует начало лавинообразного процесса? Не исключено.