На российских трассах до сих пор жив рэкет. Об этом рассказывают как водители грузовиков, так и правоохранительные органы, периодически публикующие информацию о задержании преступников.
20 мая пресс-служба регионального УМВД в Калужской области сообщила о задержании группы лиц, вымогавших деньги у водителей большегрузных автомобилей. Преступники действовали на трассе М-3 «Украина» и ранее привлекались к уголовной ответственности за мошенничество, кражи и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Визитка за 25 тысяч
Преступники выбирали своих жертв из числа иностранцев. Водителям из стран СНГ они за определенную плату предлагали «покровительство», а тем, кто отказывался, обещали проблемы. Обещания обычно выполнялись.
Следствие раскрыло данные о двух эпизодах.
В конце апреля на охраняемой стоянке в г. Обнинск злоумышленники напали на гражданина Киргизии.
Угрожая ножом, преступники потребовали у водителя 10 тысяч рублей. Он отдал деньги и получил взамен визитку – карточку с телефонным номером, по которому следует позвонить в случае каких-либо проблем.
В марте похожий случай произошел в Боровском районе Калужской области. Водитель из Молдавии отказался от приобретения визитки. Преступников отказ не остановил: один из них впоследствии проник в кабину большегруза и похитил 25 тысяч рублей, оставив на их месте злополучную карточку.
Оперативники, задержавшие вымогателей, обнаружили среди их личных вещей нож, фонарик с электрошокером, визитки и мобильный телефон с sim-картой, номер которой был указан на карточках.
«Я никому плохого не делал»
Это далеко не первый подобный случай на российских дорогах. Рэкетиры обычно действуют по схожей схеме: запугивают водителей и вымогают деньги, а тех, кто не поддался на угрозы, заставляют об этом пожалеть. Обычно речь идёт о порче имущества, стоимость которого превышает стоимость требуемой суммы. Машинам прокалывают колеса, разбивают стёкла, портят детали кузова.
В августе 2018 года банду, торговавшую визитками (в данном случае они назывались «пропусками»), задержали в Волгоградской области. Преступники разделились на две группы: первая останавливала машину и предлагала приобрести пропуск.
Если водитель отказывался и уезжал, его встречала вторая группа, вооруженная… рогатками: грузовику разбивали лобовое стекло и фары, мяли части кузова.
До рукоприкладства дело обычно не доходило, но одного из водителей, на свою беду остановившегося, чтобы разобраться со стрелками, избили и ограбили.
Задержанные члены банды (как и их коллеги из Калужской области) уже имели проблемы с законом. Дело было поставлено на поток: оперативники изъяли у вымогателей бланки отчетности, в которых ежедневно отмечалось количество проданных пропусков.
– Я никому плохо не делал, стёкла не бил, колёса не резал, не угрожал, – пытался оправдываться один из задержанных. – Мы с ними <дальнобойщиками> дружили!
«Мы тут на птичьих правах»
Российские водители встречаются с вымогателями сравнительно редко. Одним из самых неспокойных регионов считается Урал. Периодически сообщения о поборах приходят из центральной России и Южного Федерального округа: случаи нельзя назвать единичными, но и о массовости говорить не приходится.
Водители из стран СНГ и ближнего зарубежья, работающие в России, становятся жертвами преступников чаще.
– Российские машины они не трогают, а мы тут на птичьих правах, вот к нам и пристают, – рассказал водитель из Казахстана автору канала «Категория Е». – Вам нужно покататься по России на грузовике с казахстанскими номерами, и тогда вы поймете, как много на дорогах бандитов.
– Дело вовсе не в том, что иностранным перевозчикам сложнее защитить свои права, – рассказывает руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – Ведь преступление совершает не перевозчик, а бандит, который вымогает у него деньги. В данной ситуации права водителей, какое бы гражданство у них не было, абсолютно равны. Всё упирается в фактор времени и последующих проблем, ведь если водитель заявит в полицию, а дело дойдет до суда, его могут вновь вызвать на слушания по этому делу, причем не один раз… многие предпочитают заплатить.
У российских водителей вымогатели требуют небольшие суммы (до тысячи рублей), чтобы перевозчикам было легче расстаться с деньгами. А с иностранцев бандиты могут брать больше:
– Посудите сами: водитель едет по иностранному государству. Он хочет вернуться домой в целости и сохранности, боится, как бы чего не случилось. Вымогатели играют на этом страхе, – объясняет юрист.
Универсального решения, которое исключит возможность встречи с вымогателями, нет. Можно придерживаться разумных правил – останавливаться на проверенных местах, держать окна закрытыми, по возможности ездить в паре.
– Это хорошие советы, но сработают ли они, когда тебя застали врасплох? – задаётся вопросом Сергей Богатов. – Единственный вариант, который дает 100%-ю гарантию безопасности, это личная охрана, но если ездить с собственными секьюрити, тарифы на перевозки вырастут в несколько раз.