Основная нагрузка легла на плечи предпринимателей, играющих по правилам, но серому сектору тоже приходится нелегко.
Прошлый год выдался непростым, а нынешний может оказаться еще более сложным – к таким неутешительным выводам пришли аналитики сети аудиторских компаний KPMG. По результатам проведенного ими масштабного исследования, в прошлом году издержки автоперевозчиков выросли на 8-10%, а в наступившем их рост может составить 20-30%.
Топливо и «Платон»
В 2018 году главной причиной роста расходов на организацию автоперевозок стало повышение цен на топливо.
Дизель подорожал на 16%: с ₽40,24 в декабре 2017 года до ₽46,68 в декабре 2018.
Некоторые перевозчики проиндексировали тарифы, а для компенсации возможных потерь из-за резких скачков цен на топливо начали широко использовать так называемый «топливный механизм» – особый пункт в договоре, предполагающий автоматическое повышение тарифа в случае внезапного роста стоимости горючего.
Еще одно нововведение, ударившее по карманам перевозчиков – передача полномочий по контролю за регистрацией в системе «Платон» Ространснадзору. В первые месяцы служба значительно увеличила собираемость штрафов (с июля по ноябрь было оформлено 290 тыс. постановлений, а общая сумма штрафов превысила ₽2 млрд). Однако сегодня многие перевозчики отмечают, что штрафы стали приходить значительно реже: с чем это связано – остаётся только догадываться.
Нерадужные перспективы
В 2019 году перевозчики, зарегистрировавшиеся в системе «Платон», лишились возможности вычета платы за проезд по федеральным трассам из транспортного налога.
По мнению авторов исследования, цены на топливо в этом году также продолжат расти – из-за повышения акцизов и повышение НДС.
Усиление весогабаритного контроля может привести к повышению расходов. Если проект федеральной АСВГК пока еще находится в стадии разработки, то в регионах автоматические рамки появляются одна за одной. Размер штрафов за перевес (до 500 тыс. рублей) все чаще вынуждает недобросовестных перевозчиков «играть по правилам».
Одним из главных факторов роста издержек станет обеление рынка.
Правительство планомерно борется с серым сектором, представителям которого становится все сложнее вести предпринимательскую деятельность. Если же перевозчик «выходит из тени», то встречается с существенным ростом налоговой нагрузки. Компания, которая не сможет приспособиться к новым условиям, будет вынуждена уйти с рынка.
Ссылаясь на данные перевозчиков, KPMG прогнозирует увеличение издержек на 20-30%. Рост расходов может привести не только к консолидации рынка, с которого уйдут неконкурентоспособные игроки, но и к перераспределению грузов в пользу железной дороги, особенно на дальних маршрутах.
Цифра поможет
Одним из возможных решений проблемы авторы исследования называют цифровизацию, которая помогает перевозчикам повышать эффективность оказываемых услуг. Речь идёт о цифровых решениях, оптимизирующих маршруты перевозок, интегрирующих программные средства грузовладельцев и перевозчиков, позволяющих в реальном времени отслеживать местоположение и параметры грузов, заранее просчитывать их маршруты и синхронизировать схемы доставки с возможностями складов и грузовых терминалов.
Если же говорить о более отдалённой перспективе, то следующим шагом, позволяющим существенно сократить издержки, может стать внедрение беспилотных трнаспортных средств. По прогнозам экспертов, в развитых странах к 2030 году до 70% водителей большегрузов останутся без работы из-за беспилотников. Многие современные технологии добираются до России с опозданием, однако разработка беспилотных автомобилей и законодательной базы для их использования идёт достаточно активно, в связи с чем прогнозы кажутся вовсе не фантастическими.
Мнение экспертов
В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) нам рассказали, что все проблемы, перечисленные в обзоре, действительно актуальны для российских перевозчиков.
По данным СЭЛ, в прошлом году тарифы на грузоперевозки выросли на 8-15%. Факторами роста, помимо вышеуказанных, стали: нестабильный курс валюты, рост стоимости запчастей и самих грузовиков.
В нынешнем году на рост издержек повлияет индексация тарифа системы "Платон" и ужесточение контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей.
Еще одна проблема, о которой рассказали участники СЭЛ – дефицит водителей. Перевозчики развитых стран уже назвали нехватку квалифицированных кадров главным препятствием для ведения бизнеса; теперь с этим вызовом столкнулись и российские предприниматели. Дефицит сотрудников заставляет компании вкладывать существенные средства в улучшение условий труда. Для водителей, работающих по найму, это, безусловно, хорошая новость – а вот предпринимателям придётся раскошелиться.